Наталья Никитина, музейно-творческий кластер «Коломенский посад»: «Мы создали дом живой истории, который предлагает погружение в жизнь и быт конца XIX века»

Татьяна ФИЛИППОВА

07.06.2024

Наталья Никитина, музейно-творческий кластер «Коломенский посад»: «Мы создали дом живой истории, который предлагает погружение в жизнь и быт конца XIX века»

На фестивале «Интермузей-2024» вручили первую Национальную премию в области музейного дела имени Д.С. Лихачева. В номинации «Музейные маршруты» победителем стал творческий кластер «Коломенский посад» и его новый проект, который называется «Дом Сурановых».

«Мы вместе начинаем Национальную премию имени Лихачева, — сказала, открывая торжественную церемонию награждения первых лауреатов премии, министр культуры РФ Ольга Любимова. — Сейчас уже кажется невероятным, что ее до сих пор не было, но тем важнее и ответственней, тем радостнее. Хотелось не забыть никого, от самых молодых до старых и заслуженных, от самых посещаемых, самых шумных, до самых вдумчивых и уникальных проектов. В результате определили 16 номинаций и получили 700 заявок, ужаснулись и обрадовались одновременно».

Победителей в большинстве номинаций определяли другие соискатели: им предстояло выбрать лучшего музейного экскурсовода, реставратора, хранителя, смотрителя, лучший музейный спецпроект и издательский проект, лучшую экспозицию и музейный маршрут. В последней номинации премия вручается проектам, повлиявшим на развитие своего региона или города. Коллеги назвали победителем в этой области «Дом Сурановых» в Коломне — новый проект музейной сети, в которую входят музеи «Коломенская пастила» и «Калачная», «Арткоммуналка» и «Шелковая фабрика».

В интервью «Культуре» руководитель музейно-творческого кластера «Коломенский посад» Наталья Никитина рассказала, как родился проект, позволяющий всем желающим перенестись в прошлое и прожить в нем целый день.

— Этому проекту многое благоволило. Дом Сурановых был построен в 1799 году в самом сердце Коломенского посада. Когда мы получили его в безвозмездное пользование от губернатора Московской области Андрея Воробьева, у нас была идея расширить музей коломенской пастилы, поскольку он очень небольшой и мы не можем принять всех желающих.

Но когда мы начали работать с объектом и сделали проект реставрации, нас нашли потомки Сурановых и передали нам семейный архив. Первый документ датирован 1828 годом. Эти обстоятельства изменили нашу концепцию, мы решили создать в особняке Сурановых дом живой истории, который предлагает погружение в жизнь и быт Коломенского посада конца XIX века. Президентский фонд культурных инициатив поддержал наш проект, и за полтора года мы из руин, с нуля сделали то, что есть сейчас.

— Сколько вам стоила реставрация?

— Мы вложили в нее около пятидесяти миллионов рублей грантовых средств и наших, оборотных. Прообразом для нашего Дома Сурановых послужил музей Денниса Сиверса в Лондоне.

— Музей-аттракцион, в котором не только воссозданы интерьеры XIX века, но все сделано так, словно хозяева где-то рядом, в следующей комнате.

— Изначально мы придумали, что наши гости, небольшая группа, проходят по дому в формате экскурсии и погружаются в 1890 год. Но далее стало понятно, что это скучно. Дом должен жить, а не заигрывать с жизнью: его должен наполнять скрип половиц, запах пирогов, звуки музыки, смех, игры, тепло дровяной печи. В итоге мы пришли к формату, который нам нравится, а главное — нравится нашим гостям.

К приходу гостей дом населен сотрудниками нашего музейного кластера «Коломенский посад», которые в образе реальных жителей старосветской Коломны спят, готовят еду, топят печь, играют с детьми, занимаются домоводством, рукоделием. Людей, которые приходят сюда, «растаскивают» по дому маленькими группками, и каждый проживает этот мир 1890 года с кем-то из жителей дома. Накрывает на стол, или взбивает перины, или помогает готовить.

— У вас в работе несколько проектов. Какой из них сейчас в первой строке списка?

— Возрождение русской школы шелкоткачества. Исследования, которые мы проводили в 2010 году, указывают, что Коломна имела десять шелкоткацких фабрик, которые производили ткани самого высокого полета. Когда мы начали заниматься этой темой, вокруг нас стали собираться эксперты, коллекционеры, люди, которые имеют отношение к шелкоткачеству, знают, что такое жаккардовый станок. В этом сообществе, пока не очень большом, состоит Екатерина Васильевна Полякова, заведующая кафедрой дизайна текстиля  Строгановки. Естественным образом она стала нашим куратором, помощником, партнером, и все, что мы делаем, мы делаем с ее экспертной оценкой.

В ее монографии указано, что Коломну называли «русским Лионом». Если мы с вами сейчас выйдем на улицу, в центр города и спросим про шелкоузорные ткани, все удивятся и переспросят: «В смысле?» Никто об этом не помнит, не знает, потому что производства угасли примерно в 1860 году. Мы дерзаем возродить шелкоткачество в нашем городе, занимаемся поиском станков — не только в России, но и за границей.

Вдохновением и оптимистичным примером для нас является Textiel Museum в Нидерландах, в городе Тилбург. Музей представляет собой некую лабораторию: при музейных станках с возрожденной технологией есть современные станки, они являются инструментом для современных художников, которые занимаются текстилем. Художников для работы в лаборатории отбирают на конкурсной основе по одному очень важному фактору: их работа должна нести какую-то инновацию в текстильной промышленности. На наших глазах со станка сняли ткань, которая, как жалюзи, реагирует на солнечные лучи, проникающие в комнату, и сама поворачивается. Звучит как фантастика, но это так.

По сути дела, музей в Тилбурге взял на себя роль прорывного локомотива в текстильной промышленности Нидерландов. По-моему, это очень здорово. Помимо того, что они сохраняют традиции, они еще и привлекают креатив, свежую кровь, интеллект художников, занимаются научными исследованиями и продвижением текстильной промышленности. Желающие поработать в этой лаборатории строятся в очередь. Я думаю, что Коломна тоже достойна такого потока, такого креатива.

— Что думают про этот план представители отечественной промышленности?

— Мы уже имеем рекомендации Министерства промышленности РФ, у нас есть дорожная карта.

Параллельно мы начали собирать коллекцию наших коломенских шалей, мы покупаем их из наших оборотных средств, уже собрали около десяти платов и сейчас озабочены тем, чтобы создать экспозицию и рассказать коломенцам, что у нас есть такая история, которой можно гордиться.

— В вашей коллекции есть предмет женской одежды под названием «фата канаватная». Расскажите, пожалуйста, что он собой представляет и как связан с Коломной.

— Если вы слышите словосочетание «фата канаватная», знайте, что производился этот раритет только в Коломне. Для нас это самый главный маяк и двигатель, если «только в Коломне», значит, это надо вернуть. На выставке «Коллекционеры братья Щукины», которая лет пять назад открылась на Волхонке, прямо в первом зале, рядом с картинами Врубеля, в витрине, я увидела музейный предмет «фата канаватная», с этикетажем: «Коломенский уезд, Гурий Левин». То есть это наша, коломенская фата.

Коллекционеры рассказали нам ее историю. Канават — это город, который до сих пор существует в Сирии. Там коломенские купцы и подсмотрели эти канаватки — женский головной убор, длинное полотно, которое одевалось поверх кокошника. Длинные полы фаты забрасывались внутрь на локти, и получалось, что женщина словно заключена в кокон. Коломенские купцы посчитали, что возить фаты издалека дорого, и стали их копировать.

На сегодняшний день, по утверждениям экспертов, той настоящей, сирийской фаты не осталось ни в одной музейной коллекции мира, только наши повторы, которые есть и в Эрмитаже, и в Русском музее, и в ГИМе. Когда я стояла перед этой фатой, я думала, что никогда нам ее не увидеть, но проходит время, и коллекционер Андрей Боровский приносит нам известие: «Наталья, ваша фата выставлена на аукцион в Нью-Йорке». Цена была десять тысяч долларов, мы обратились в фонд Потанина, чтобы они нам разрешили из грантовых средств это купить, но пока судили-рядили, фата ушла с молотка. Через какое-то время появляется вторая фата, но в худшем состоянии, с утратами, следами бытования. Мы уже никого не ждали, из своих собственных средств купили эту фату, и теперь она у нас в Коломне. Для нас это большая ценность, свидетельство того, насколько искусны были наши ткачи, и у нас была даже мысль сделать сбор средств на этот предмет и внести его в город как реликвию.

— Вы делитесь своим опытом возрождения культурного наследия с другими городами?

— Да, мы уже много лет работаем над проектом «Библиотека наследия», делаем его при поддержке фонда Владимира Потанина, в рамках конкурса «Музей в меняющемся мире». Мы работаем на разных площадках у себя и по всей России, делимся своим опытом, тиражируем его. Сейчас озабочены тем, чтобы сделать штаб-квартиру и собрать там библиотеку на электронных и бумажных носителях по теме «Развитие территорий», «Урбанистика», «Интерпретация наследия» и так далее. 

Фотографии предоставлены пресс-службой музейно-творческого кластера «Коломенский посад».