Дикие, но симпатичные. Выставка «Русский палеоарт» в Дарвиновском музее

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.09.2021

Дикие, но симпатичные. Выставка «Русский палеоарт» в Дарвиновском музее

Проект, посвященный тираннозаврам и иностранцевиям, показывает, как менялись представления о древнем мире.

Динозавры — настоящие герои массовой культуры. Образ планеты, где царили эти диковинные звери, завораживает многих — от голливудских режиссеров до серьезных ученых. Что чувствовали люди прошлых веков, обнаружившие гигантские кости, и как рождались современные представления о динозаврах, рассказывает выставка «Русский палеоарт».

Палеоарт — «зонтичное» понятие, включающееся в себя работы художников разных направлений: их объединяет попытка реконструировать доисторическую эпоху. В России интерес художников к древним мирам возник еще в XIX столетии: например, Виктор Васнецов в 1884 году написал картину «Пиршество. Каменный век» для зала первобытного искусства Государственного исторического музея. Вдохновение художников подстегивалось научными открытиями. В конце XIX века неподалеку от Великого Устюга палеонтолог Владимир Амалицкий обнаружил скелеты звероподобных ящеров. Один из открытых им родов он назвал иностранцевией — в честь своего учителя, русского геолога Александра Иностранцева. Древнего хищника можно увидеть на картине художника-анималиста Василия Ватагина — нападающим на массивного представителя прапрарептилий, парейазавра (работа представлена на выставке).

Вообще Дарвиновский музей не случайно взялся за этот проект: Ватагин, один из его основателей, создал множество произведений, реконструирующих древние миры. На выставке его работы, как и творения учившихся у него Вадима Трофимова и Константина Флёрова, можно сравнить с вещами современных художников — и понять, как изменились представления о древних животных. Василий Ватагин опирался на научные знания своего времени, однако с тех пор (мастер умер в 1969 году) были накоплены новые данные и многие гипотезы оказались отвергнуты. Например, в последние десятилетия ученые сделали вывод о более близком родстве динозавров и птиц и появились произведения, изображающие древних зверей, покрытых перьями. Хотя, конечно, воссоздание мягких тканей, — не сохранившихся до наших дней, — вопрос сложный и допускающий разные толкования. Другой пример — тираннозавр: один из самых крупных хищников за всю историю Земли. Ватагин изображает его как громадного неповоротливого зверя, тело которого занимает почти вертикальную позицию, а хвост волочится по земле. Однако уже в 1970-е стало ясно, что тираннозавр не мог принимать такую позу — это грозило ему вывихом нескольких суставов. Теперь его корпус изображают наклоненным почти параллельно земле.

Выставка показывает, что художников интересуют не только динозавры, но и мамонты: ведь останки этих животных — частая находка российских палеонтологов. В витринах представлены небольшие скульптуры Владимира Илюхина, Александра Белашова — отец последнего, Александр Белашов-старший, создал легендарное оформление залов Палеонтологического музея (работы этого скульптора также есть на выставке). В целом посетители смогут увидеть как строгие научные реконструкции, так и откровенные фантазии, например динозавриков, сделанных в виде народных глиняных игрушек. О соотношении правды и вымысла и об особенностях русского палеоарта «Культура» поговорила с одним из кураторов проекта, палеонтологом Ярославом Поповым.

— Как появился термин палеоарт?

— Он возник относительно недавно — во время съемок фильма «Парк Юрского периода». Автором стал художник Марк Халлетт, консультировавший Стивена Спилберга. Хотя направление, связанное с изображением древних животных, появилось гораздо раньше. Например, мы показываем книжку Афанасия Кирхера 1665 года с изображением великана Тевтобохуса. Этот мифический тевтонец был реконструирован по костям вымершего животного (динотерия, напоминавшего слона. — «Культура»). Люди того времени, обнаружив гигантский скелет, попытались представить, кто это мог быть.

Палеоарт в нынешнем представлении, то есть изображения мамонтов и динозавров, возник уже после появления палеонтологии, в середине XIX века. Ученым хотелось донести смысл своих работ до широкой публики, и это стало возможным через художественное воплощение.

— Палеоарт всегда строится на научной основе?

— Изначально так и было, но потом произошло разделение. С одной стороны, есть заказ научного сообщества. Ученые, обращаясь к художникам, тщательно контролируют их работу, объясняют, как надо рисовать то или иное животное. В итоге произведение оказывается воплощением научной мысли. С другой стороны, разные чудовища на протяжении веков привлекали художников, и мамонты с динозаврами пришли на смену этим диковинным персонажам. В целом на выставке можно увидеть четкие реконструкции животных и, наоборот, примеры художественного творчества — например, работы камнереза Владимира Илюхина или яркие, чисто художественные вещи Григория Грязнова — автора, который рисует звероящеров в лубочной обстановке, в окружении березок. В каждом произведении палеоарта есть доля научной правды и доля искусства, но в разных пропорциях.

— Что отличает русский палеоарт?

— Прежде всего это часть русской культуры. Кроме того, наш палеоарт мне кажется очень добрым. У зарубежных художников динозавры часто поедают друг друга, льется кровь — в общем, Голливуд, только в картинах или скульптурах. У нас мало таких работ. Обычно никто никого не трогает — звери мирно пасутся, плавают. Но если уж едят — то культурно и аккуратно.

— На кого рассчитана выставка — на детей, их родителей, исследователей?

— Основные посетители Дарвиновского музея — дети, с родителями, бабушками или дедушками. Но в целом палеоарт привлекает самую разную публику. Приходят искусствоведы — из Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Кусково», которые хотят посмотреть на необычные произведения искусства. Ведь палеоарт действительно редко экспонируют, и его мало где удается увидеть.

Фотографии предоставлены пресс-службой Дарвиновского музея.