Пейзажное настроение

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.10.2019

Государственная Третьяковская галерея представила ретроспективу Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Центральная экспозиция нового сезона имеет все шансы повторить успех предыдущих монографических выставок Третьяковки — Серова, Куинджи и Репина. Накануне открытия «Культура» побеседовала с куратором, главным научным сотрудником отдела живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ Элеонорой ПАСТОН об «абсолютном зрении» Поленова, феномене «Московского дворика» и о мерах безопасности, предпринятых галереей.

культура: Что увидят зрители?
Пастон: На выставке — более 150 работ из 14 музеев и частных собраний. Например, «Христос и грешница» из Русского музея. Эта картина впервые за 130 лет приехала в Москву. Она была написана в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской улице. Автор показал полотно на 15-й Передвижной выставке в Санкт-Петербурге, где произведение приобрел Александр III. С согласия государя оно экспонировалось в Белокаменной. Потом шедевр вернулся в столицу и больше не приезжал в Златоглавую. И вот наконец-то наши зрители смогут полюбоваться на творение Поленова. Также из Петербурга прибыла картина, которую москвичи вообще никогда не видели: «Воскрешение дочери Иаира». За нее Василий Дмитриевич получил Золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Теперь работа хранится в музее РАХ. В целом мы постарались максимально охватить творчество мастера. Выставка начинается с хрестоматийных вещей: это «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Благодаря им художник ворвался в историю русского искусства неожиданно для себя и вопреки прогнозам критика Стасова. Строгий Владимир Васильевич утверждал — Поленову лучше жить во Франции или Германии, он не русский художник. Действительно, его живопись была необычна для той эпохи. Василий Дмитриевич — автор европейского уровня. Он впитал все достижения западноевропейского искусства, но создал исключительно русские произведения, ставшие одной из вершин отечественной пейзажной живописи. К тому же он настоящий новатор в области архитектуры, сценографии... Усадьба «Борок», нынешнее «Поленово», возведенная по проекту мастера, — уникальный памятник эпохи модерна. Основные экспонаты к нам прибыли именно из музея-заповедника В.Д. Поленова.

Приехали также картины из региональных музеев. Очень интересные вещи из частных собраний: эти творения широкой публике обычно не доступны. Есть театральные работы из музея-заповедника «Абрамцево»: эскизы декораций, афиш к домашним спектаклям... Поленов — родоначальник нового типа театрально-декорационного оформления. Он вообще был крайне талантливым человеком: обладал актерскими, режиссерскими способностями. Разрабатывал принципы народного театра: считал его важным фактором воспитания рабочих и крестьян.

культура: Не так давно в Третьяковке завершилась выставка современника Поленова — Репина. В чем, на Ваш взгляд, отличие поленовской художественной программы от репинской?
Пастон: Василий Дмитриевич — автор более камерный. В его творчестве особое развитие получила пленэрная живопись. Он уделял внимание технике, но главное — пытался выразить впечатление от природы. Его пейзажи при кажущейся сиюминутности тщательно «выстроены». Они раскрывают философские взгляды автора. Поленов верил: искусство должно дарить радость, иначе оно ничего не стоит. Его эстетическое кредо воплотилось во всех работах. Он также был необыкновенно талантливым колористом, обладал «абсолютным зрением» — по типу абсолютного слуха. Улавливал тончайшие оттенки, градации цвета. Как говорили ученики, его картины сверкали. Когда маэстро представил этюды, привезенные из путешествия на Восток, некоторые художники бросились в лавки искать краски, которые использовал живописец. Однако его секрет — в мастерстве и особом видении.

культура: Предыдущая ретроспектива Василия Дмитриевича прошла в Третьяковке 25 лет назад. Чем отличается нынешняя?
Пастон: Ту выставку тоже готовила я. Тогда мы пытались представить путь от этюда к картине, поэтому включили в экспозицию множество этюдов. К сожалению, не показывали учеников Поленова. Сейчас педагогической деятельности отвели целый раздел. Левитан, воспитанник мастера, утверждал: московская живопись без Василия Поленова была бы совсем иной. Его боготворили. Мэтр щедро делился профессиональными секретами, поэтому ученики — Коровин, Виноградов, Архипов — достигли больших высот. Раздавал советы и знакомым. Например, в экспозиции есть работа Серова, созданная в Абрамцеве: Валентин Александрович общался с Поленовым, получал от него наставления. Аполлинарий Васнецов тоже с благодарностью вспоминал заветы классика.

Мы также показываем научную работу о перспективе, написанную Василием Дмитриевичем: она хранится в нашем отделе рукописей. Еще из любопытного — диорама, посвященная кругосветному путешествию: последнее большое творение мастера, законченное в 1921-м. Оно приехало к нам из музея-заповедника Поленова.

культура: Василий Дмитриевич у многих ассоциируется с «Московским двориком», хотя он серьезный, глубокий художник, что доказывает евангельский цикл. Собираетесь развенчать миф о живописце?
Пастон: Вовсе нет. Публика любит «Московский дворик», это замечательное произведение. Оно дарит радость, а это дорогого стоит — быть счастливым. Поленов умел найти красоту в повседневном. Солнце, храм Спаса на Песках, сияющие колокола... Москва — такая дорогая, родная. Василия Поленова ценят за душевность. Вообще он обладал потрясающими человеческими качествами. По происхождению — потомственный дворянин: среди предков — сенаторы; прадед — знаменитый архитектор Николай Львов, мама — талантливая художница, папа — крупный ученый. Однако искренне любил простых людей. Не снисходил к ним, а считал равными себе. Хотел, чтобы его произведения дошли до народа, поэтому продавал по цене ниже себестоимости. Что из этого вышло? Перекупщики охотились за его работами и сбывали втридорога. Василий Дмитриевич также щедро дарил картины. Художник и коллекционер Илья Остроухов вспоминал: мечтал о работе Поленова. Накопив денег, пришел домой к мэтру, изложил просьбу его жене, Наталье Васильевне. Мастер был нездоров, но вышел к гостю. Продал этюд по копеечной цене — мог подарить, да не хотел обижать. Он часто проделывал подобные фокусы — отдавал за смешные деньги, лишь бы не оскорбить просителя. На выставке есть вещи, подаренные Поленову другими авторами: например, «Заросший пруд» Левитана. А также произведения, приобретенные самим классиком — он пытался финансово поддерживать учеников.

культура: Проект масштабный. Как решаете проблему безопасности?
Пастон: Многое реализовано на предыдущих выставках, кое-что придумано специально для нынешней. Например, особые укрепления. К тому же мы решили сделать экспозицию просторной. Зрители увидят меньше работ, чем нам хотелось бы, зато надеемся избежать столпотворений.

культура: В Третьяковке особенно успешны монографические выставки классиков, а не сложные экспериментальные проекты. Это тенденция — спрос на проверенные имена?
Пастон: Скажу за музейщиков: для нас подобные выставки — возможность представить актуальное понимание того или иного автора. Всегда хочется переосмыслить творчество знаменитого мастера. Скажем, Поленов — безусловно, художник второй половины XIX века. Однако мы стремимся раскрыть его роль в искусстве XX столетия, представить полноправным живописцем Серебряного века — времени взлета русской культуры. Находки Василия Дмитриевича получили развитие в работах учеников. Но и произведения самого Поленова принадлежат XX веку, что мы и попытались показать.