30.08.2019
Представитель петербургской графической школы, маэстро виртуозно владел линией и был наделен незаурядным композиционным даром. Оформлял журнал «Мир искусства» и московское издание «Золотое руно». Придумывал обложки для литературного альманаха «Северные цветы на 1901 год», для сборников стихов «Жар-птица» Константина Бальмонта (1907), «Cor Ardens» Вячеслава Иванова (1911). Украсил «Историю русской живописи в XIX веке» близкого друга Александра Бенуа и создал эффектный титул для его монографии «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». В 1899-м в числе других известных художников был привлечен Юбилейной комиссией к изданию трехтомника сочинений Пушкина. В частности, выполнил иллюстрации к поэме «Граф Нулин». Много времени посвятил и работе над экслибрисами и почтовыми открытыми письмами, исполнив для Общины святой Евгении серию «Дни недели». Стал автором эскизов для вееров, табакерок, украшений и сумочек, которые делала из лоскутков, бисера и бусин его сестра Анна Сомова-Михайлова.
На интерактивном экране представлено самое известное из оформленных художником изданий — «Книга Маркизы» («Le Livre de la Marquise. Recueil de Poesie et de Prose. Venise. Chez Cazzo et Coglioni. 1918»), куда вошли сочинения Вольтера, Карло Гоцци, Джакомо Казановы, Эвариста Парни, Пьера Шодерло де Лакло. Мастер лично подбирал произведения поэзии и прозы. Книга наделала немало шума из-за эротического содержания и иллюстраций, а также стала уникальным явлением в истории русского книжного искусства.
Круг сюжетов и тем в графике и фарфоровой пластике тяготел к образам любимого Сомовым XVIII века: комедия дель арте, прогулки и объятия влюбленных, ночные фейерверки, катание на коньках — все в галантном и сентиментальном антураже, сопутствующем эпохе («Дама, снимающая маску», 1906).
Особое место в творчестве занимал часто повторяющийся сюжет: очаровательная особа на кушетке в чувственной позе («Спящая молодая женщина», 1909; «Спящая дама», 1920). Многочисленные вариации этой композиции не успевают наскучить зрителю, настолько изобретателен Сомов в деталях. Другой излюбленный мотив, радуга, остается приметой романтических пейзажей на протяжении почти всей жизни («Прогулка после дождя», 1896; «Радуга», 1927).
Постоянный посетитель «Башни» Вячеслава Иванова и других «салонов» Петербурга, художник был дружен с поэтами-декадентами, которые посвящали ему стихи. Виртуозные графические портреты Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Михаила Кузмина, Александра Блока, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Мефодия Лукьянова свидетельствуют о тонком психологическом даре маэстро.
Сомову поступали заказы на парадные портреты — в основном от московских меценаток. Стремясь придать значительность моделям, автор изменил стилистику и технику произведений, что вызвало критические отклики. Выполненные в технике масляной живописи, работы подчеркивали прежде всего привлекательность дам, облаченных в роскошные наряды и окруженных не менее роскошной обстановкой. На одном из полотен изображена Евфимия Носова, сестра издателя журнала «Золотое руно» Николая Рябушинского (1911), жена богатого купеческого сына. Жизнь эксцентричной красавицы была окружена искусством. Писатель Борис Носик отмечал: «Домашний ее спектакль оформлял Судейкин, ставил сам Михал Мордкин из балета Большого, пьесу специально написал для нее Михаил Кузмин ... ее купеческий дворец на Введенской площади расписывал сам Валентин Серов (а позднее продолжали Судейкин с Сапуновым)». С гораздо большим теплом и достоверностью выполнены живописные портреты близких художнику людей — Мефодия Лукьянова (1918), сестры Анны (1924), Бориса Снежковского («Обнаженный юноша», 1937).
Неожиданно свежо выглядит пронизанный светом и отражениями в окне натюрморт в интерьере «Открытая дверь в сад» (1938). Любовь мастера, страстного коллекционера, к красивым вещам, описал искусствовед Степан Яремич: «У него органическая потребность в драгоценном материале. И с годами потребность эта усиливается все больше и больше. Все должно быть драгоценным: обстановка, картины, украшающие стены, кисти, краски, всякий предмет, всякая мелочь».
Творчество одного из самых заметных представителей ретроспективного направления в русском искусстве вызывало немало споров. Поэты-символисты видели в его произведениях отражение собственных идей, а художественный критик Стасов причислил работы мастера к «декадентскому хламу». Критиковались и промахи Сомова: «всяким придиркам к каким-либо погрешностям в рисунке, в перспективе не было конца» (А. Бенуа). Все это не помешало маэстро получить официальное признание: в 1902 году Третьяковская галерея приобретает его работу «Утро в саду» (1899), с 1909-го творения попадают в Русский музей. В 1906 году он был избран пожизненным членом Осеннего салона в Париже, в 1914-м получил звание академика живописи Императорской Академии художеств. В 1918 году отдел ИЗО Наркомпроса освободил Сомова от трудовой повинности, в 1919-м Третьяковская галерея устроила персональную выставку. Пять лет спустя Константин Андреевич стал членом Комитета выставки русского искусства в Америке. Из поездки по Штатам на Родину не вернулся.
Пожалуй, точнее всех охарактеризовала творчество Сомова Анна Остроумова-Лебедева: «Иногда чарует, иногда возмущает, но никогда зритель не остается равнодушным перед его картинами».