Пастельные сцены

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.01.2014

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII – начала XX века».

 Составленная почти из 150 работ, она рассказывает зрителю о малопопулярной сегодня технике. Расцвет пастели связывают в первую очередь с западноевропейским искусством. Первые русские портреты, выполненные в пастели (вторая половина XVIII века), больше напоминали дополнения к парадным изображениям. Они были небольшого кабинетного формата. Авторы, из-под руки которых выходили эти чуть припыленные, бархатистые картинки, словно сами не слишком верили в их долговечность. Однако в итоге пастель все-таки прижилась, явив лучшие образцы на рубеже XIX–XX веков, когда, увлеченные модерном, творили Михаил Врубель, Константин Сомов, Лев Бакст. А утонченные работы Зинаиды Серебряковой доказали, что русским техника пастели дается ничуть не хуже, чем европейцам.