Маски-шоу

Александр ПАНОВ

28.12.2012

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства показывают две частные коллекции. Советские новогодние карнавальные маски, собранные художником Сергеем Зуевым, и дореволюционные рождественские открытки Елизаветы Бём, которые сохранила искусствовед Софья Чапкина-Руга.

«Рождественские сказки» знаменитой в свое время русской художницы Елизаветы Бём (1843-1914), ученицы Ивана Крамского, и маски из папье-маше анонимных мастеров советского ширпотреба объединили стены музея на Делегатской и новогодние каникулы.

У выставок есть общий кураторский ход — намек на тиражность вещей, «техническую воспроизводимость», если пользоваться модным культурологическим сленгом.

Старые открытки Бём, выставленные под стеклом, продублированы современными репликами, развешанными на елке в центре зала: и то, и другое — результат работы типографии. В коллекции Сергея Зуева есть с десяток волчат, медвежат, зайчат, с полсотни докторов Айболитов — я имею в виду маски, сделанные в разных городах Советского Союза. Коллекционер считает, что лиса, сделанная в Каунасе, отличается большей условностью, чем сугубо реалистическая Патрикеевна с Ленинградской картонажной фабрики. Не будем спорить, но в конце концов, лиса — она и есть лиса.

«Старое» и «новое» искусства рифмуются друг с другом не только по причине тиражности, вынужденной принадлежности к масс-культу. Советскую незамысловатую, но идеальную по комбинации цветов маску из Воронежа и изящную открытку в духе «псевдорусского стиля» от Елизаветы Бём роднит главное — дух праздника.