Когда грустят солдаты

Александр ПАНОВ

16.12.2012

В «Галерее Веры Погодиной VP Studio» открылась выставка постеров нижегородского художника Валерия Барыкина «Советский пин-ап». Это донельзя комичное и одновременно очень сентиментальное сочетание двух эстетик — советского социального плаката 40-60-х годов и американских журнальных картинок 30-х с сексапильными длинноногими девушками.

 Пин-ап (буквально — «пришпиливать») — жанр эротических изображений, получивший свое название от основного применения: скучающие без подруг солдаты вешали их на стены в казармах. Ничего крамольного в таком безобидном сексуальном замещении командование не видело, а журналы с барышнями специально поставлялись в части. В СССР же, как известно, секса не было, и наши плакаты носили функцию или рекламную («Летайте самолетами Аэрофлота», «Культурно обслужим каждого посетителя»), или воспитательную («Всю зарплату — жене!», «Не злоупотребляйте спиртными напитками»). Вот эти дидактические сюжеты Барыкин использует в своих работах, сложных по технике — тут и авторское рисование, и коллаж, и необходимый фотошоп.

Подпольные художники соц-арта шутили куда жестче. Но у Барыкина юмор мягкий, и на минувшую эпоху он смотрит с нескрываемой симпатией.