Лапы, крылья и хвосты

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

13.12.2013

Северный взгляд на экзотическую иранскую мифологию предлагает выставка «Полет Симурга», в Галерее искусств Зураба Церетели

В карандашных набросках и скульптурах художника Сергея Феофанова — впечатления о путешествии по бывшей Персидской империи, подкрепленные хорошим знанием традиций. А вот лукавые женщины-птицы в его живописи, кажется, слишком современны и мало похожи на привычные изображения Симурга — полуживотного-полуптицы с женской грудью («Перед полетом», 2013). Впрочем, художник настаивает, что его работы — лишь вольная интерпретация архаичных образов персидского эпического свода «Шахнаме».

При этом в фантазийных крылатых женщинах можно углядеть отсылку к другой, более близкой нам традиции — мифическим птицам Сирин и Алконосту. Подобная культурная перекличка не случайна: древние пернатые божества, включая птицу Рух и Феникса, имеют общие древние корни. Позволяющие иносказательно трактовать обычные предметы и видеть в яйце под лапами Симурга («На золотом яйце», 2002) символ еще не разделенного хаоса, а в нем же, сбитом хвостом мышки в детской сказке «Курочка Ряба», — полноценный космогонический акт, творение нового мира.