Ужас-ужас-ужас или просто кошмар

Александр ПАНОВ

24.02.2012

В московской галерее «Ковчег» открылась выставка «Страховой случай» — идеальный образец кураторской работы с частными и музейными коллекциями, когда вещи, созданные за сто с лишним лет, легко складываются в единое целое.

Галерея «Ковчег» продолжает цикл тематических экспозиций, посвященных тому, что кураторы Сергей Сафонов и Игорь Чувилин называют «обиняками» в отечественном искусстве XX века. По лингвисту Ожегову — это «намеки». По мысли кураторов — «маргиналии», странные виражи мысли художников, знаменитых и главным образом не очень, вплоть до анонимных плакатистов, однако своими камерными виньетками создававших мозаику эпохи с достоверностью социологов.

Пока речь шла о демонстрациях, заседаниях парткомов, пляжах, курении — все было трогательно и понятно. Теперь авторов проекта понесло, хотя и в правильном направлении. Мотивацией экспозиции является всеобщее ожидание конца света, который якобы предвещает каменный календарь майя в самом скором будущем. «Ковчег», следуя своему названию, решил подстраховаться и заранее спасти наши души силами прекрасного, продемонстрировав все возможные мортальные варианты кошмаров, подстерегающих в самых неожиданных местах и при самых непредвиденных обстоятельствах. А также — при самых обыденных.

Кураторы составили полную энциклопедию возможностей сгинуть, проиллюстрировав ее капитальным набором иллюстраций, некоторые из них являются неведомыми шедеврами российского искусства XX века, а некоторые — ведомыми, но только знатокам. Тематический разброс широк, только что не хватает кирпича, упавшего на голову. А так есть землетрясения, извержения вулкана, пожар, болезнь, арест, прыжки с парашютом, драка, спортивные соревнования, гибель корабля, смерть тореадора, авария на строительных работах и т.д. Вплоть до метафоры недолговечности нашей жизни в виде кошки с птичкой в зубах. Или карикатуры Бориса Ефимова 32-го года с костлявой рукой с надписью «Кризис» над империалистами в смокингах и цилиндрах — донельзя актуально. Разброс имен таков, что подавится слюной любой музей: от Малевича и Маяковского до современного художника Николая Наседкина, работавшего санитаром в психбольнице и представившего целый чемодан своих мизерабельных рисунков.