27.10.2012
Тридцать шестая по счету выставка в рамках федерального проекта «Золотая карта России» продолжает знакомить столичную публику с лучшими музейными собраниями из регионов. На этот раз гастролируют избранные работы из Твери, хранящиеся в одном из старейших провинциальных музеев России.
Тверская областная картинная галерея расположена в здании екатерининского Императорского путевого дворца, который строился по проекту Петра Никитина и Карла Росси. В 1866 году тут открылся общедоступный «Тверской Музеум». На сегодня фонды музея насчитывают около 40 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XIII–XXI веков.
На выставке в Третьяковской галерее представлены около шестидесяти произведений первой половины XIX века, которые тверские музейщики отчего-то посчитали самыми значимыми в своем собрании. А там имеются и западноевропейское искусство, и иконы Тверской школы XIV века, и импрессионизм Валентина Серова из фамильного имения Домотканово, и русский авангард, и качественная советская живопись. Но решили остановиться на портретах и пейзажах, которые скопом объявлены образцами эстетики романтизма.
Заказные купеческие портреты, исполненные анонимами, к романтизму, направлению личностному, авторскому, тому, где каждый художник говорит про весь мир и про себя, но никак не про отдельно взятую купчиху в красной шали, — эти портреты к романтизму отношения не имеют. «Портрет Александра I» придворного живописца Степана Щукина — это, извините, канонический ампир, бездушный, гладкий, красивый, но на романтизм не похожий. Боровиковский, Тропинин, Венецианов — художники первого ряда и «второй» кисти, как метко обозвал их Александр Бенуа. Они про романтическое умонастроение и не слыхали.
Полотно Федора Алексеева, мастера «перспективной живописи», автора «Вида на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810), — одно из лучших в коллекции музея. В собрании Тверской галереи есть несколько работ забытого ныне Алексея Тыранова, который тоже не имел никакого отношения к романтизму. Однако «Спящий мальчик. Портрет А.В. Тыранова» кисти Никифора Крылова — это уже по делу.
И вот для кого сделана тверской командой эта чудесная выставка? Смотреть просто на хорошую живопись и полторы скульптуры можно без рассуждений про стили и направления. Смотреть, чтобы порассуждать, — нет интеллектуального повода. Убедиться, что в Твери — хорошее собрание, так никто и не сомневается. И город Тверь недалеко от Москвы...