22.11.2013
А в XIX веке имя Орловского, соединившего пейзаж и жанр, гремело по всей России. Он сделал блистательную карьеру, получил звание академика, стал профессором живописи. Ему была посвящена книга-альбом, подготовленная Федором Булгаковым. Работы Орловского покупали члены императорской семьи. «Крымский вид около Алушты» висел в кабинете Александра III в Аничковом дворце. Про доходы мастера ходили легенды.
Но Орловский быстро вышел в тираж, стал повторяться. Поэзия Федора Васильева или Алексея Саврасова была ему чужда, импрессионизм Левитана казался шарлатанством. Убежденный натуралист, он оставался перфекционистом в технике, но автором, выпавшим из времени. Когда в Академии художеств в 1916 году организовали посмертную выставку Орловского, художник Мечислав Далькевич с горечью писал в журнале «Нива»: «Он родился слишком поздно и в самом разгаре работы увидел, что в ней более нет надобности».