Что тебе подарить?

Александр ПАНОВ

27.04.2012

ГМИИ имени А.С. Пушкина отмечает грядущий 31 мая столетний юбилей поистине экстравагантной и шедевральной выставкой «Воображаемый музей».

В рамках юбилейной программы уже открылись «Портреты коллекционеров» (живопись из частных московских собраний) и временная экспозиция, посвященная истории музея (фотографии, архивные документы, кинохроника). Это все любопытно и прелестно, но меркнет в тени главного на сегодня праздничного проекта «Воображаемый музей».

Директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова попыталась примерить на себя не шапку Мономаха, но почетное звание министра культуры Французской Республики, именно у него, Андре Мальро, позаимствовав название. Чего и не скрывает.

Замечательный историк искусства, средний писатель, госчиновник, презираемый левыми интеллектуалами, Мальро в своем сочинении «Воображаемый музей», которому до сих пор поклоняются музейщики и искусствоведы, грезил о некоем утопическом Граде Божием от культуры, где слились бы воедино все художественные достижения.

Ирина Антонова, намеренная при поддержке архитектора сэра Нормана Фостера создать из некогда заурядного и скромного музея слепков профессора Ивана Цветаева европейский музейный городок, теперь тоже работает исключительно в категориях бл. Августина De Civitate Dei, «О царстве Божием».

Нынешняя выставка — это подносящие дары Прадо, Лувр, д’Орсе, Пинакотека Брера, Галерея Тейт, Лондонская Королевская академия, Художественный музей Базеля, Британский музей, Центр Жоржа Помпиду, Государственные музеи Берлина и Государственные художественные собрания Дрездена. Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» в ГМИИ имени Пушкина будет представлено 46 произведений из 27 государственных и частных собраний Европы (с Америкой вышла беда из-за таможенных распрей). От мраморных Изиды и Афины до абстракций Джексона Поллока. И самое главное — оригинальное экспозиционное решение. Все присланные шедевры на время займут специально отведенные места в постоянной экспозиции музея. К примеру, антики отправятся в древность, Босх — к голландцам, авангард — в новые помещения Галереи искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков...

Зрителю придется перемещаться по всему музею, даже по трем его зданиям. И искать временные подарки европейцев, ориентируясь на дизайнерские подсказки одного из лучших и безумнейших российских экспозиционеров — Юрия Аввакумова. Музей выбрал именно его — и это добрый знак. Сто лет, стало быть, не в тягость.