Россия молодая

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.04.2016

В ЦДХ открыта Всероссийская выставка «Молодость России». Здесь показывают около 2000 произведений, многие из которых привезены в Москву из других регионов. Участники проходили строгий отбор: сначала на местах, затем через выставком. Цель многолетнего проекта ВТОО «Союз художников России» — представить талантливых авторов в возрасте до 35 лет. Подобная акция проводится уже в четвертый раз после распада СССР.

— Общий уровень произведений довольно высокий, — рассказал председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. — А энергетика, присущая работам, сразу выдает молодежь. В основном мы показываем профессионалов: 90 или 95 процентов участников получили высшее или среднее специальное художественное образование.

Один из спецпроектов нынешней выставки — «Таврида»: демонстрируются результаты одноименного форума, прошедшего в августе 2015 года в Крыму. А центральная тема «Молодости России» звучит глобально: люди труда. 

— Интересно проследить эволюцию, — заметил секретарь СХР Сергей Гавриляченко. — Участники первой постсоветской молодежной выставки родились еще в СССР — в их произведениях было много боли и печали, созвучных отечественной истории. Следующие две отличались изощренным дизайном: все изысканно, формально. А теперь вместо женщин легкого поведения — персонажей предыдущих проектов — появились новые герои, например, шахтеры. В этом смысле открытием стали произведения Максима Титова. Если бы я был подлинным акционистом, написал бы углем «Донбасс наш» (смеется). Другой пример: картины Веры Лагутенковой, созвучные образам Аркадия Пластова, Александра Герасимова. Она создала первые подобные работы еще десять лет назад, но тогда они не были восприняты. А теперь звезды сошлись: это видно по вернисажам в Третьяковке и Историческом музее. Вообще русская культура изначально социальна, заточена на обостренную совестливость. 

О Максиме Титове «Культура» писала летом 2014 года, когда рассказывала о юбилее знаменитой «Академички». Тогда пермский автор делился планами поехать на лесоповал в поисках настоящих героев. Сегодня живописец убежден, что его мечта скоро осуществится, а пока зрители увидели часть серии «Уральский резерв»:

— Пермский край — заводской. Вероятно, поэтому меня привлекает фабричная тема. Все началось, когда я увидел девушку за станком: красивую современную барышню. Заинтересовал контраст. Посещал Мотовилихинские заводы, Пермский моторный завод... Потом договорился спуститься в шахту. Ехал вместе с рабочими в лифте: там нет света, и они зажгли фонарики на касках. Так появилась картина «На смену». 

Не только Максим, но и многие другие участники специально приехали в Москву из регионов. Например, Анатолий Дымант, автор пейзажа «Море для троих» (2015), прибыл из Севастополя:

— Мне очень нравится, что здесь представлена вся Россия. Как я работаю? Считаю, что искусство должно быть свободным и легким, никак не вымученным. Скажем, эту картину я написал очень быстро.

Авторы из Ростова-на-Дону, Александр Савеленко и Ольга Менжилий, тоже поделились впечатлениями.

— Для молодого художника это самая престижная в России выставка, — признался Александр. — Попасть сюда — большая честь. К тому же это прекрасный урок: увидеть свое творчество на фоне других.

— Главное для нас — стремление к реалистическому искусству, — рассказала Ольга. — А вписывается оно в рыночные правила или нет, неважно.

Союз художников России решил вовлечь в диалог и представителей так называемого актуального искусства.

— Для эксперимента мы пригласили группу «u/n multitude», — рассказал Ковальчук. — Традиционные и актуальные авторы сегодня существуют в параллельных мирах, интересно было показать их разговор или спор. Хотелось, чтобы один из проектов внутри выставки был воспринимаем сообществом, с которым у нас нет точек соприкосновения.