19.10.2012
Здесь впервые собраны вместе 45 портретов русской аристократии из 14 музеев России. Так музейное сообщество откликнулось на солидную дату коллег с Пречистенки и 190-летие мастера русской академической живописи.
Иван Кузьмич Макаров (1822–1897) — автор монументальных росписей на религиозные темы, в том числе и в Храме Христа Спасителя. Но более известен потомкам как представитель салонной академической живописи, исполнявший главным образом заказные портреты. Современники считали его достойным продолжателем традиций Карла Брюллова в области портретного искусства и спешили быть запечатленными его кистью. Галереей портретов людей 50–70 годов ХIХ века, где есть и члены императорской фамилии, и представители именитых дворянских родов, Иван Макаров нам сегодня особенно интересен.
Акцент на иконографии Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской организаторам позволило сделать нынешнее 200-летие со дня рождения жены великого русского поэта. Эта тема стала главной в экспозиции.
Художник познакомился с Натальей Николаевной в 1849 году, когда она была уже замужем за генералом Петром Ланским. Начинающий портретист пишет по ее заказу портреты дочерей, Марии и Натальи Пушкиных, и тогда же просит Наталью Николаевну позировать ему. «Три дня подряд я позировала, он меня не утомлял, делая перерывы, и мой портрет был окончен удивительно быстро. Я спросила его о цене, он не захотел назвать, прося меня принять его как дар», — писала Наталья Николаевна мужу 5 июля 1849 года. В письме от 20 июля можно прочесть: «…. И все же это один из лучших моих портретов: ты можешь говорить, что художник мне не польстил, но я нахожу, что я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож...»
Сегодня этот знаменитый овальный портрет находится в экспозиции Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате, в тех самых комнатах, где молодожены Пушкины провели свои первые счастливые месяцы семейной жизни. На период выставки его временно переместили на Пречистенку и представили в окружении тех самых портретов дочерей, а также младшего сына, Григория, в мундире камер-юнкера и старшей внучки поэта Натальи Дубельт. Выставка предоставляет редкую возможность увидеть лики жены и потомков Александра Сергеевича в едином выставочном пространстве, задуматься над тем, как горячая кровь отца по-разному повлияла на судьбы его детей…
На Пречистенку прислали свои ценности известнейшие музеи России — Русский, Исторический, Третьяковская галерея, Всероссийский музей А.С. Пушкина. Музей Л.Н. Толстого обогатил экспозицию поздним портретом старшей дочери Пушкина, написанным Макаровым в 1860-х годах, где она — уже Мария Александровна Гартунг. Именно такой впервые увидел дочь поэта Лев Толстой и запечатлел ее черты в облике Анны Карениной.
Государственный литературный музей предоставил скромное изображение женщины в синем с подписью «Анна Андро», за которой скрывается Аннет Оленина. «Она была центральным образом его лирики 1828 года и вдохновила поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений за всю его жизнь», — писала исследователь творчества Пушкина Татьяна Цявловская.
Завершает галерею посмертный портрет Натальи Николаевны. Специалисты предполагают, что он был выполнен Макаровым после кончины Гончаровой-Пушкиной-Ланской по редкому фотоизображению работы Андрея Деньера рубежа 1850-60 годов. Снимок был заказан для альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных» и хранится ныне в Эрмитаже. Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала ее внучка Елизавета Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и с кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова». Портрет был найден в одном из московских художественных салонов под табличкой «Н.х. Портрет неизвестной дамы в черном. 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, безошибочно узнавших знакомый образ. Ныне он — достояние собрания на Пречистенке.
Потребовалось совпадение трех дат, чтобы образы самых любимых Александром Сергеевичем людей, запечатленные талантом портретиста Макарова, сошлись, наконец, под одной крышей. Здесь их можно увидеть до 26 ноября.