Реализм. Перезагрузка

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.10.2015

В музее современной истории России — выставка «Русский реализм. XXI век», подготовленная Центром современного искусства «М’АРС». У представленных здесь художников общие не только эстетические, но и мировоззренческие принципы — в частности, вера в идеалы. А также интонация: серьезная и иногда даже немножко пафосная, приятная, впрочем, для тех, кто устал от пустой иронии.

Прежде всего, на выставке показаны работы советских мастеров из фондов музея. Среди них культовые Георгий Нисский и Петр Вильямс (последний — главный художник Большого театра, трижды лауреат Сталинской премии). На картинах — колхозные будни, фабричная жизнь (Днепрострой и Кузнецкстрой), часы досуга… Что касается современных художников, то их цель — доказать, что реализм актуален до сих пор, и заодно очистить понятие от негативных коннотаций, привнесенных постсоветской критикой. Например, портреты шахтеров, созданные Ильей Гапоновым. Суровость изображения подчеркивается техникой: рисунок выполнен черным густым «Кузбасслаком». Торжественны и плакатны работы Леонида Ротаря. Лаконичные названия — «Весна» и «Изобилие» — отсылают к мифологическому пласту советской эстетики 1920–1930-х, насыщенной символами обновления жизни.

В финале экспозиции зрители могут увидеть серию Алексея Беляева-Гинтовта «Всплытие» (2015), а также видео «Сверхновая Москва» (2012). Последнее поражает футуристичностью: огромный, вытянутый вверх город, над которым пролетают необычные машины в виде гигантских кремлевских звезд. Здесь тот же нерв и устремленность в будущее, что и в картинах Георгия Нисского, изображавшего самолеты и парящих в небе парашютистов. Когда верится, что лучшее — впереди, а честность, искренность и простота — твои главные спутники.