25.09.2015
Кстати, без чая не было бы никакой керамики Раку. Появилась она благодаря мастеру Сэн Рикю, который на усовершенствование чайной церемонии положил жизнь. Причем в прямом смысле — в результате эстетических разногласий с «работодателем» сделал себе харакири... До этого мастер вел войну с излишками — его современники (дело было в XVI веке) рассматривали чаепитие как способ демонстрации дорогого китайского фарфора. Сэн Рикю, ученик монахов и приверженец дзэнской доктрины, вслед за наставниками исповедовал ваби, то есть принципы простоты и безыскусности. Ища замену заморской посуде, он заказал керамисту Тёдзиро чашу, объяснив, что она должна быть без изысков. В результате Тёдзиро, до этого специализировавшийся на изготовлении кровельной черепицы, создал утварь, полностью отвечавшую требованиям и дзэна, и ваби, и заказчика. А также стал основоположником династии, которой была дарована фамилия Раку — что в переводе значит «радость».
Достижения династии за четыре века существования и демонстрируются в ГМИИ. От первых опытов Тёдзиро до произведений нынешнего патриарха — Раку Китидзаэмон XV, прибывшего в Москву к открытию выставки. Среди экспонатов (все они — из японских собраний) можно увидеть предметы со статусом «особо ценный культурный объект». Например, довольно экспрессивную фигуру льва работы Тёдзиро — ее он выполнил в «до чайный» период жизни, когда, говоря казенным языком, находился в творческом поиске. Поиск закончился неожиданно — керамист пришел к тому, что впору назвать сверхминимализмом. Простые, почти грубые черные цилиндрические чаши ручной лепки. Матовая глазурь, больше похожая на ржавчину. Кривизна линий, нарочитая асимметричность. Несовершенство, возведенное в культ. Или красота, отбросившая все лишнее и обнажившая суть. Наверное, это японцы и называют ваби.