Главный по истории: 140 лет назад открылся Императорский Исторический музей

Евгений ТРОСТИН

09.06.2023

Главный по истории: 140 лет назад открылся Императорский Исторический музей

Материал опубликован в апрельском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Этот величавый терем из красного кирпича знают в России все, да и адрес здания известен очень многим. Прекрасный дворец, в архитектуре которого, кажется, смешались все эпохи нашей истории, гордо возвышается над главной площадью страны. Четыре шпиля с двуглавыми орлами визуально перекликаются со стройной грядой кремлевских башен, и эта символика как бы дает понять: в державе гармонично, неразрывно связаны между собой не только Восток с Западом, но и прошлое с будущим. 140 лет назад в Москве открылся Исторический музей.

ВНАЧАЛЕ БЫЛА ВЫСТАВКА

Кто входит в этот терем, начинает путешествие во времени прямо с парадных сеней, где каждая деталь — воспроизведенный фрагмент того или иного архитектурного шедевра Древней Руси. Своды украшены множеством гербов: Дома Романовых, губерний и областей, входивших в состав империи в период царствования Александра III. Тут же — 68 медальонных портретов монархов и князей (от святых мучеников Бориса и Глеба, княгини Ольги, Владимира Крестителя до царя-миротворца и его супруги Марии Федоровны), на время правления которых пришлись ключевые события нашей истории. Это высокохудожественное «Древо государей Российских» 140 лет назад, в последние перед открытием музея дни, выполнила артель мастеров под руководством Фомы Торопова. Для пола и лестниц парадных сеней устроители не пожалели дорогого каррарского мрамора...

А начиналось все с грандиозной, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра Великого политехнической выставки, которая потрясла всю страну, накрепко запомнилась современникам, повлияла на судьбы многих поколений. В Александровском саду, на Красной площади и Кремлевской набережной построили тогда 86 павильонов, где были размещены около 12 тысяч экспонатов, включая те, что составили весьма внушительную, посвященную героической обороне Севастополя экспозицию. Ветераны Крымской войны передали сюда свои памятные вещи, оружие, награды, рисунки и фотографии. Кроме того, здесь можно было увидеть археологические находки русской Тавриды, напоминавшие о скифах и византийцах.

Тогда же инициаторы создания «севастопольского» павильона генералы Николай Чепелевский и Александр Зеленой, а также историк Алексей Уваров прониклись идеей строительства национального исторического музея, где надлежало хранить не только крымские реликвии.

Граф Уваров (сын автора известнейшей триады «Православие, Самодержавие, Народность») писал Александру II о том, что России необходимо учреждение, призванное показать каждому соотечественнику: «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Идею горячо поддержал наследник престола, будущий царь Александр III, а его отец без колебаний подписал указ о создании музея, получившего официальное наименование «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича». Московским властям было предписано незамедлительно найти место в центре города для возведения музейного здания.

ДВОРЕЦ ИСТОРИИ

У входа на Красную площадь, возле Иверских ворот стоял старинный дом. В нем в разные времена располагались Земский приказ, первая в России Главная аптека и отдельные аудитории Московского университета. Тут-то и постановили строить музей.

Появление дворца, способного вместить не только обширную экспозицию, но и лекторий, библиотеку, читальный зал, предполагалось изначально. В специальном конкурсе победил проект (с названием «Отечество») архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова, что, конечно же, справедливо: построенное ими здание можно и сегодня рассматривать часами, оно само — ценнейший культурно-исторический памятник, не просто дворец, а поэма в камне.

Зодчий был в большей степени художником, нежели градостроителем, главное в его композиции — образ. Огромный «старорусский» терем отлично вписывался в ансамбль Красной площади, а соседство с такими архитектурными шедеврами, как храм Василия Блаженного и Спасская башня, только усиливало художественный эффект. (Дворец стал, по сути, первым образцом неорусского стиля, благодаря которому впоследствии не только в столицах, но и во многих других городах империи появились чудесные дома, будто сошедшие с картинок к сказкам Пушкина и Ершова. Так в русских людях власть воспитывала историческое самосознание.)

Когда встал вопрос, чем роскошное здание заполнить внутри, разгорелись споры. Чепелевский хотел, чтобы возник «храм воинской славы». Уваров и его коллега Забелин настаивали на большем разнообразии экспозиции, которая — с опорой на археологические находки и творчество художников — показала бы весь ход отечественной истории. Историкам удалось отстоять свою точку зрения. Самые авторитетные знатоки прошлого России, выдающиеся исследователи Василий Ключевский, Сергей Соловьев, Иван Забелин и Дмитрий Иловайский вошли в специальную комиссию.

В августе 1874-го император утвердил музейный устав по проекту Уварова. Согласно документу, «хранилище древностей» призвано было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». В августе 1875-го состоялась торжественная закладка здания. На церемонии присутствовали цесаревич Александр Александрович, великие князья, высшее московское общество, депутаты городской думы. Первый камень в основание заложил лично Александр II. Строили без малого восемь лет (включая оформление большинства залов), для такого грандиозного архитектурного объекта это немного.

Надежда на меценатов себя не оправдала, огромную сумму пришлось взять в кредит (по нему будут рассчитываться почти три десятилетия). С экономией великое начинание было несовместимо: возводили на века по-настоящему уникальный комплекс.

Дело заспорилось, когда почетным председателем правления назначили младшего брата царя, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Незадолго до открытия вновь созданное государственное учреждение получило гордое наименование — Императорский Российский Исторический музей. Его содержание отныне взяла на себя казна, а управлять им надлежало Министерству народного просвещения.

ГОСПОДА ОФОРМИТЕЛИ

В залах, посвященных первобытному обществу, посетители могут увидеть примитивные орудия древних людей, реконструкцию их внешности, а также настенный фриз Виктора Васнецова «Каменный век». Ради создания этого панно Савва Мамонтов выстроил для художника специальный дом-мастерскую в Абрамцеве. Позировали местные крестьяне и гости купца-мецената, среди которых — молодой Валентин Серов. Первые посетители музея надолго останавливались перед васнецовским фризом.

Византийский зал повторяет убранство константинопольского собора Святой Софии, а тот, что посвящен древнерусским городам, украшен росписью мастеров Палеха. Трудно оторвать взгляд от картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанной «по мотивам» арабских свидетельств о древних славянах и их обычаях.

Для зала истории греческих крымских колоний Ольвии и Пантикапея Иван Айвазовский писал пейзаж с видами берегов древней Тавриды. Сергей Коровин по заказу Уварова выполнил впечатляющее панно «Куликовская битва», где мы видим празднующих победу над врагом русских витязей.

ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ

В знаменательный день 27 мая 1883 года император Александр III с супругой, великий князь Сергей Александрович и их ближайшее окружение посетили новый музей. Экскурсию по 11 залам, в которых была отражена история Отечества до XIII века, провели для них Уваров и Забелин. Увиденное вызвало восторг важных особ. Ничего подобного в мире доселе не было!

Визит в еще пахнувшие краской и свежей штукатуркой залы стал заключительным аккордом коронации императора, который стал сразу же помогать музею.

Бескорыстие создавших его ученых ныне поражает. Первоначальную основу экспозиции составила личная коллекция выдающегося (причем весьма удачливого) археолога графа Уварова. Открытая им самая большая базилика Херсонеса и сегодня именуется Уваровской. Забелин, не являясь сказочно богатым человеком, пожертвовал на развитие музея все свое жалованье. Собственные собрания древностей передали Петр Щукин и Алексей Бахрушин, а это — более 300 тысяч наименований: иконы, рукописи, ювелирные редкости, шитье, старинные книги... Вдова Федора Достоевского Анна Григорьевна вручила музейщикам архив мужа для посвященной великому писателю комнаты.

СОКРОВИЩА ИСТОРИЧЕСКОГО

Здесь оживают многие легенды о прошлом России, вереницей проносятся перед глазами портреты выдающихся деятелей давно минувших эпох.

Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге некогда значился витой браслет бронзового века, найденный в кавказском ауле Кобан, переданный еще недостроенному музею графом Уваровым.

Другим сокровищем Исторического стала одна из первых русских рукописных книг — составленный в 1073 году уникальный Изборник Святослава. В искусно оформленный фолиант вошли нравоучительные, исторические, религиозные труды разных авторов — от Аристотеля до византийского патриарха и историка Никифора.

Оригинал созданного в 1551 году моленного места Ивана Грозного по сей день находится в Успенском соборе Кремля. Однако хранящаяся в Историческом музее копия полнее передает красоту росписи и резьбы, воссоздающих сюжеты той эпохи.

О первом русском императоре напоминает огромный (весит 450 килограммов!) глобус, изготовленный в голландской мастерской Йоанна Блау в 1690-е. Петр Великий приобрел и привез эту вещь после Великого посольства. Царь изрядно поторговался и сбил изначальную цену почти в 10 раз.

Неизменный интерес публики вызывает так называемая медаль «за пьянство». Ее выдавали на демидовских заводах отличившимся по этой части рабочим. Чугунная звезда весит больше 4 килограммов, носить ее следовало на «ошейнике». Хранятся здесь и деревянные сани, на которых императрица Анна Иоанновна каталась во время свадебного — известного по роману Ивана Лажечникова «Ледяной дом» — маскарада 1740 года. Они окружены купидонами, и девиз начертан соответствующий: «Надлежит уступить любви».

В музее можно увидеть единственный в мире подлинный экземпляр армейской полевой кухни из обоза наполеоновских войск (предназначалась для того, чтобы на ходу варить кофе, жарить мясо и стряпать пирожки). Ее долгое время хранили потомки легендарного командира лейб-казаков генерала Василия Орлова-Денисова.

Также имеется в коллекции перо Александра II, коим царь-освободитель подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об упразднении крепостного права 28 января 1861 года.

Одним из самых загадочных экспонатов считается портрет всем известного русского смутьяна. Вверху неизвестным художником начертана лишь дата, а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачев родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».

В 1920-е реставраторы открыли, что «лик писан» поверх изображения Екатерины Великой. Так его и выставили в ту пору в музее: сверху — глаза императрицы, чуть ниже — изображение самозванца. В наше время выяснилось, что эта композиция — искусная подделка. Рентгеновские лучи показали: Пугачев был нарисован через 100 лет после бунта, в середине XIX века, а создали портрет специально, чтобы продать любителям исторических реликвий.

В 2008 году сокровищницу пополнила найденная под Туапсе, на берегу реки Колихо, каменная гробница II тысячелетия до нашей эры. Ее так и называют — дольмен Колихо, и это — тоже настоящая сенсация, только без подделок.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ

Незадолго до открытия музея историк Константин Бестужев-Рюмин заявил: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание... Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки».

Пройдя по его залам, мы получаем то, что невозможно извлечь из книг или фильмов. Тут в особой мере ощущаются, познаются дух и душа нашего национального бытия. В годы Великой Отечественной только этот музей работал в столице без перерывов. Даже в самые тревожные осенние дни 1941-го, когда гитлеровцы наблюдали достопримечательности Первопрестольной в свои бинокли, москвичи глядели на победные знамена русских полков и продолжали верить в родную армию.

Здесь открывались посвященные фронтовым успехам Красной армии выставки, а наибольшей популярностью пользовался «суворовский зал», где можно было поклониться реликвиям непобедимого полководца. Крепкая связь с прошлым необходима каждому поколению, поэтому и спустя 140 лет после своего открытия Исторический музей — самый главный в России.