19.01.2018
Автор сотен песен, среди которых — безусловные стихотворные шедевры («Райские яблоки»), кинохиты («Баллада об уходе в рай») и легендарные композиции, которые исполняют на каждом концерте в память об артисте («Я не люблю»), не стал со временем дальше. Но и не приблизился, не растворился в обожании, не потерял собственной интонации. Высоцкого ни с кем не перепутаешь, он — и в роли Гамлета, и с гитарой, и на фотографиях из Парижа — остается собой. Его и при жизни часто называли «народным», добавляя подходящее существительное — «певцом», например. В этом определении много правдивого. Обычно, к сожалению, «народность» трактуется как хмельная душа нараспашку, но на деле это качество — умение артиста показывать зрителю лучшие, не самые явные, но характерные национальные черты. Высоцкий народен не потому, что чурался Запада, и не потому, что пел о деревне, а потому, что его герой вырастал вместе с обществом: сначала были послевоенные дворы, затем — заводская проходная, «боление» за наших спортсменов, дела семейные, а после — размышления о том, кто мы и зачем мы здесь («Ведь Земля — это наша душа, / Сапогами не вытоптать душу»).
Каково предназначение человека, мера его ответственности перед потомками, что останется после нашего ухода — трудные вопросы, и Высоцкий, начисто лишенный высокомерия и снобизма, верил в то, что задать их может каждый, вне зависимости от социального происхождения, рода занятий или образования. Главное — захотеть. Зрители и слушатели поэту поверили. Любовь к Высоцкому — это еще и благодарность за то, что он вместе с миллионами поклонников разделил историю их становления. Современное российское общество разнородно, но культурная сфера прямо наследует советской эстетике, и Высоцкий — неотъемлемая ее часть, самый чистый и ясный голос из хора нашей недавней и такой живой Античности. Сегодня его песни звучат не как «привет из прошлого», а как рассказ современника, который по-прежнему призывает не переставать взрослеть и расти. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто / И коль в чести наветы за глаза» — ничего старомодного в этих словах нет и сейчас.
Владимир Высоцкий: «Песни призваны делать человека лучше»
Анатолий Бальчев: «Я был одним из последних, кто видел Володю живым»
Фото на анонсе: Валерий Плотников/РИА Новости