13.03.2015
культура: Если вернуться в прошлое, когда Вы впервые осознали, что история перевернулась окончательно и бесповоротно?
Чалый: Я не фиксировал конкретного дня. Мы работали на это. Но, пожалуй, окончательно во все поверил только в Кремле 18 марта.
культура: Данные СМИ о первом этапе тех событий расходятся. Хотелось бы спросить у одного из главных организаторов: когда в действительности все началось?
Чалый: Сейчас блуждает много ложных пересудов и сплетен относительно того, что происходило во время революции. Меня очень обижает, когда СМИ говорят, будто бы все началось 27 февраля, когда было взято здание Верховного совета Крыма. Севастопольское восстание 23 февраля остается почти незамеченным. А между тем мы фактически сами свергли прежнюю власть, и к нам уже 25-го вечером приходили крымчане, которые просили отправить к ним 3–5 автобусов с нашими активистами. Со словами: «Как только в Симферополе увидят людей из Севастополя, мы там всех порвем». Из этого ничего не получилось. Не вышло у симферопольцев такой операции, которая стихийно, но успешно завершилась в Севастополе. Необходимой оказалась подмога из Москвы.
культура: Поражает, что факт данного исторического перехода пока не нашел отражения в литературно-художественном воплощении...
Чалый: Что касается литературы, то она есть. Есть наша общая книга «Че Гевара прилетает утром...», на сайте «Форпост» — подробные и правдивые «Записки сепаратиста» Вячеслава Горелова. Там пересказана история революции в режиме реального времени. В большей степени это произведение о том, как мы готовили выступление против Киева, о том, что все события были реализованы в пределах самого Севастополя, волей и усилиями его жителей. В тот момент атмосфера была очень напряженной, обстановка менялась стремительно. 21-го, 22-го, 23 февраля приходилось принимать решения ежечасно.
культура: Насколько иной стала жизнь жителей Севастополя за первый год в составе РФ?
Чалый: Позитивные изменения таковы: пропала языковая проблема и проблема самоидентификации. То есть нет больше идиотских уроков истории, всовывания по протоколу украинских чиновников первыми на всех официальных и полуофициальных мероприятиях, славословия украинской соборности и т.п. Кроме того, произошел рост доходов некоторой части населения, в частности пенсионеров, бюджетников.
Но существуют и негативные последствия: инфляция, разрушение ряда бизнесов, потеря рабочих мест. Люди, работающие на коммерческих предприятиях, стали получать меньше с точки зрения реальных доходов. А это порядка 40% от общей массы населения.
культура: В чем причина?
Чалый: Ну, например, показательным в этом случае может быть IT-сектор. За последний год из-за европейских и американских санкций в городе закрылись несколько компаний. Программисты или уехали с полуострова, или остались без работы. Если говорить в цифрах, то у нас было порядка 30 IT-компаний, где работали в общей сложности около 1700 программистов. Это примерно столько же, сколько во всем Крыму. Большинство этих компаний имели американских владельцев. Сейчас им в Крыму работать запретили.
Я считаю, что причина падения доходов в частных компаниях — в разрыве прежних экономических связей и неупорядоченности при формировании новых хозяйственных отношений.
Стоит также заметить, что на падение реальных доходов повлиял и рост цен. Уровень инфляции в продуктовом сегменте (на основные потребительские товары) за последние полгода — порядка 100%. Тоже, увы, последствия западных санкций.
культура: Выступление севастопольцев против киевских сатрапов и насильственной украинизации сопровождалось огромной жаждой преобразований. Сейчас она поутихла?
Чалый: Просто жанр борьбы сменился новым, который характеризуется уже другими методами и временными масштабами. Однако стоит заметить, что сейчас при власти много людей, лично задействованных в событиях февраля–марта 2014 года. Они искренне стремятся преобразовать город, а главное — получили реальную возможность улучшить жизнь его жителей, не прибегая к таким формам протеста, как митинги. Правда, вместе с ними снова поднимаются люди той породы, что любили годами использовать власть и имущество города во благо себе. И все же меня лично не покидает надежда, что противоборствующая им команда искренних честных реформаторов окажется сильнее.
культура: Насколько украинцам интересно теперь ведение бизнеса в Крыму?
Чалый: Вполне интересно. Большинство украинских компаний осталось на нашем рынке. Хотя законодательство России и Украины различается в подходе к бизнесу. Так, для больших и средних предприятий российские законы предполагают меньшее налоговое обременение. Для малых не все так однозначно.
культура: Пресса пишет о коррупции при перерегистрации юридических лиц и автотранспортных средств. Это явление временное или серьезное?
Чалый: Разумеется, временное. Прежде Севастополь не претерпевал переходов из одного правового поля в другое за столь короткие сроки, поэтому и не возникало подобных инцидентов. Думаю, вскоре эта проблема вовсе отпадет.
Пока в основном под удар попадает земельный вопрос: выделение земельных участков, выдача разрешений на стройку и на ввод в эксплуатацию. Ранее центром махинаций служил горсовет. Но теперь земельный вопрос передан из Законодательного собрания в правительство субъекта, которое, я уверен, возьмет на контроль этот вопрос и не позволит прежней ситуации повториться.
культура: После присоединения у жителей Крыма и Севастополя был выбор — оставить за собой украинское гражданство или перейти в российское...
Чалый: Да, был. В течение месяца все могли отказаться от российского гражданства. Среди моих знакомых были те, кто отказался получать российский паспорт и не принял воссоединение с Россией. Но это единицы. Кстати, связи с достойными людьми на Украине тоже не потеряны. Сейчас у меня дома живут родственники, беженцы из Горловки.
культура: Поскольку Севастополь знаменит своей военной историей, нельзя не спросить про первый призыв в Российскую армию...
Чалый: Решение уже принято, насколько я знаю. Первый набор состоится уже нынешней весной. Причем пока ребят будут направлять на службу в пределах КФО. Хотя это на самом деле не так важно. У севастопольцев разных поколений, равно как и у самих молодых людей, которым идти служить, нет никаких сомнений. Мы все знали, на что шли, когда голосовали на референдуме.
культура: А чувствуете ли Вы свою ответственность перед россиянами за те экономические сложности, которые последовали вслед за включением полуострова в состав РФ?
Чалый: Нет. Не исключаю даже, что Крым и Севастополь — не только не виновники бед, но в каком-то смысле и спасители России. Рассудит история. Наша страна была загнана в ситуацию технологической зависимости от так называемых цивилизованных стран. Конечно, в этом капкане мы оказались добровольно, но рано или поздно нам бы выставили счет. Причем чем дальше, тем более неоплатными были бы наши издержки.
Сейчас, напротив, мы можем оценить свои силы и проанализировать те отрасли и сегменты, где отставание носит угрожающий характер. Здесь и сосредоточить основные усилия. Удивительно, что либеральная братия до сих пор не замечает этой положительной стороны от воссоединения России с Крымом, Севастополем и последовавших затем западных санкций.
культура: Отрадно, что будущее страны видится Вам в светлых тонах. А что насчет Севастополя, каким он станет через несколько десятков лет в составе РФ?
Чалый: У нас есть конкретные планы, которые мы описали в Концепции развития Севастополя. В первую очередь, это достаточная налоговая база для строительства инфраструктуры, для предоставления гражданам госуслуг высокого качества. Немаловажно и сохранение традиций города русской славы, в том числе нашей самобытной архитектурной среды. Разумеется, необходимо вплотную заняться развитием пляжных зон, скверов, парков, набережных, символических для города памятников и сооружений. Думаю, несколько десятилетий работы в нужном темпе дадут возможность не просто отреставрировать город, но и расширить его, сделать более крепким в промышленном плане, а жизнь — более удобной и приятной. Жителям Севастополя по-прежнему будет чем гордиться, а туристам со всех уголков нашей Родины — на что посмотреть.