14.01.2015
Домов у труппы Большого существовало немало: только на привычном месте три. Все с разными названиями: Петровский театр (1780–1805), Большой Петровский театр, построенный Бове (1825–1853), Большой театр, возведенный архитектором Кавосом в 1856-м. Он и сегодня украшает Театральную площадь.
Среди легенд, живущих под квадригой Аполлона, миф о театре Бове, пожалуй, один из главных. И прежде всего потому, что Большой Петровский сразу и наповал сразил современников гордым величием и классическим совершенством. Без этого здания не появился бы театр Кавоса, сохранившего планировку и объем от предшественника, но изрядно поработавшего над декором и пропорциями. Построив Большой в стиле позднего русского классицизма, Бове на века спроектировал блистательный вид Театральной площади — жемчужины не только города, но и всей России. Хотя самому Большому еще предстояло пройти столетний путь до статуса главного театра державы. Во времена Бове он оставался на вторых ролях — императорский двор располагался в столице, и там, в Мариинке, блистали лучшие из лучших артистов. В Москву же нередко ссылали проштрафившихся работников сцены.
В преддверии юбилея «Культура» перелистала страницы истории с директором музея Большого театра Лидией Хариной.
культура: За два с лишним столетия (нынешний сезон — 239-й) Большой театр менял здания, которые нещадно преследовали пожары. Только по нынешнему месту прописки было три театральных дома, а еще — Арбатский театр, Дом Апраксина на Знаменке...
Харина: Был и Манеж дома Пашкова на Моховой, а самым первым стал Оперный дом на Яузе — о нем мало кто знает.
культура: Нас учили, что свою историю Большой театр ведет с 1776 года, когда Екатерина II подписала имевшему труппу губернскому прокурору князю Урусову «привилегию» содержать спектакли, балы, маскарады и другие увеселительные мероприятия. Неужели Урусов был не первым?
Харина: Русская труппа, которая станет Большим театром, сформировалась задолго до Урусова. Ее собрал полковник Николай Титов, и он же получил в 1766 году первую привилегию от Екатерины Алексеевны, недавно взошедшей на престол и преисполненной желания провести всяческие реформы на благо русского народа. На ведение театрального дела в Москве она объявила, как бы мы сказали сегодня, тендер. Судя по сохранившимся документам, желающих поучаствовать собралось немало. Титов обязался содержать театр, просил содействовать в выделении здания, что и было сделано: полковник получил Оперный дом на Яузе возле Лефортовского дворца, где его труппа обитала около десяти лет.
Театр, тем более музыкальный, — удовольствие дорогое. Николай Сергеевич старался, как мог, но продержался лишь три года и продал свою антрепризу. Коллектив переходил из рук в руки, пока его не приобрел Урусов, обратившийся за помощью к «Матушке Екатерине Алексеевне». И царскую привилегию, о которой вы вспомнили, он получил потому, что труппа была уже известна. Императрица помогла, но обязала князя в течение пяти лет построить для театра постоянное здание. На средства, собранные Урусовым и его компаньоном, осевшим в России англичанином Михаилом Медоксом, недорого покупается место — бросовое, грязное и сырое, на правом низком берегу реки Неглинной, в начале улицы Петровки.
Построенный Петровский театр просуществовал четверть века и в 1805-м сгорел по неосторожности. В 1806 году театр стал государственным — вошел в ведение Конторы Императорских театров. Для него возводится здание на Арбате — единственная московская постройка архитектора Карло Росси. В 1812-м дивной красоты деревянный театр, опоясанный колоннами и открытыми галереями для прогулок, загорелся в числе первых. Это обрекло труппу на новые скитания — пока в 1825 году на месте Старого Петровского не вырос театр Осипа Ивановича Бове. Но и его через неполных три десятилетия поглотило пламя. Новый театр построил Альберто Кавос в 1856 году.
культура: Он-то известен каждому не по рассказам. В чем же уникальность творения Бове? Когда говорят о здании Большого, вспоминают именно Осипа Ивановича...
Харина: Москва полюбила театр Бове за строгий классический облик и пышные интерьеры, он сразу стал городской достопримечательностью. Кавос здание переделал, сохранив только уцелевший передний портик с колоннами — они самые старые. Осталась и квадрига, но в несколько измененной «мизансцене». Если сравнить две литографии — театра Бове и театра Кавоса, то разница очевидна: первое казалось летящим, воздушным, высоким, второе — круглое, низкое, немного пузатое... Такое, как сейчас.
культура: Разве квадрига не пострадала?
Харина: Ее отлили заново. У Бове Аполлон словно выезжал из арочной ниши храма, от чего Кавос отказался. Теперь колесница мчится под открытым небом, на фоне пояса из тринадцати окон. Был ли создателем композиции петербургский скульптор Петр Карлович Клодт — вопрос. Дело в том, что авторы всегда составляют перечень своих работ. В составленном Клодтом списке квадриги Большого театра нет.
культура: Недавно один из депутатов Госдумы, заботясь о нравственном здоровье общества, предложил изменить дизайн сторублевки — «интимное место» Аполлона его сильно смутило. Наши предки были терпимее?
Харина: Во всяком случае, такой вопрос у них не возникал. Давиду Микеланджело мы же не драпируем «мужское достоинство». Не стоит волноваться — нынешний покровитель искусств вполне целомудрен, все, что может смутить депутатское воображение, прикрыто фиговым листочком. Кстати, так было и в прошлом столетии — листик слетел после разрыва бомбы во время Великой Отечественной. А вот как было у Бове — неясно, детальных изображений композиции не найдено.
культура: Что за скандал сопровождал театр Бове? Звучали обвинения, что замысел позаимствован у архитектора Андрея Михайлова... Большой театр Бове — результат плагиата или самостоятельного творчества?
Харина: В 1820 году в Академии художеств Санкт-Петербурга объявили конкурс, лучшим был признан проект известного зодчего Андрея Алексеевича Михайлова. Но воплотить задуманное оказалось не так просто. Проект создавался в Петербурге, без учета характера московской местности и существующих построек. К тому же автор не попал в размеры. Реализацию замысла доверили Бове. Ему пришлось усовершенствовать конструкцию. Для экономии он уменьшил высоту здания, что привело к изменению пропорций. Бове наотрез отказался от торговых рядов в нижнем этаже — он полагал неприличным соединять под одной крышей театр и коммерцию. А декор зрительного зала и убранство внутренних интерьеров — фойе, парадных лестниц — полностью принадлежали Бове. В результате от проекта Михайлова визуально практически ничего не осталось. Бове все делал сам, от начала до конца. Огромное художественное достижение Бове — Театральная площадь. Задумав ее, он зеркально развернул театр от Петровки к Кремлю.
культура: То есть площадь с театром, который горожане называли «Колизеем», — идея Бове?
Харина: Он представил государю проект, где утверждался цвет домов, расположенных вокруг театра, их высотность — запрещалось строить здания выше Большого. Ансамбль театральных зданий на площади — тоже задумка Бове. Как и образ послепожарной Москвы есть его творение, архитектора выдающегося градостроительного таланта.
культура: Осип Иванович очень любил Москву, где жил с раннего детства, позже перешел в православие, взял русское имя, а в 1812-м, не раздумывая, записался в ополчение.
Харина: После освобождения Москвы Бове подготовил первый градостроительный план. Мы смотрим «Иронию судьбы», и нам весело оттого, что человек заблудился среди типовых построек. А ведь типовое строительство тоже было придумано Осипом Ивановичем — когда после пожаров 1812 года возникла необходимость стремительно возводить жилые дома, коих погоревшая Москва лишилась на 90 процентов. Заказчики выбирали, из каких частей будет составлен дом, и особняки собирались быстро, как пазлы.
культура: А теперь для нас это жемчужины старой Москвы...
Харина: Бове был талантливым экспериментатором. К примеру, он придумал систему пожаротушения в театре. Раньше воду держали внизу, а он поставил чаны с водой наверху, над сценой. Но пожар 1853 года оказался столь мощным, что и система не спасла. Бове уже не было в живых, и проект восстановления и реконструкции доверили петербургскому архитектору Альберто Кавосу.
культура: Театр Кавоса расколол общество: одни с ностальгией вспоминали старое здание, других новая постройка очаровала.
Харина: Театр Кавоса открылся в 1856 году в присутствии первых лиц всех европейских домов, приехавших на торжества по случаю коронации Александра II. Большой произвел фурор, и Кавоса пригласили строить Оперу в Париже. Но архитектор отказался — был уже не молод, обременен российскими заказами и здоровьем к тому же не крепок. Однако в подарок Наполеону III подготовил альбом чертежей Большого театра с литографиями и текстами. В ответ французский император подарил Кавосу вазу с дарственной надписью, которая сегодня хранится в нашем музее.
культура: От поколения к поколению в Большом театре передается предание о нишах с битым стеклом как о секрете уникальной акустики...
Харина: Это, конечно, одна из легенд. При ремонтах театра устраивались свалки стекла, что и привело к рождению мифа. Стекло не дает звука — нет стеклянных арф, скрипок, виолончелей. Не отражает тон — когда мы говорим в какой-то стеклянный сосуд, то звук и тембр голоса изменяются. Конечно, главный секрет акустики — хорошее благородное высушенное дерево на полу, потолке, в обшивке стен балконов, ярусов. Как и зал в форме раковины, «выпускающей» звук вперед. Современники говорили, что и в театре Бове, и в театре Кавоса на галерке оставались неудобные места, где плохо видно, но слышно было везде отлично.
культура: И все-таки самым счастливым временем для Большого стали советские годы, когда он вышел из тени Мариинки, избалованной близостью императорского двора, и стал национальным брендом СССР, а позже — России.
Харина: Хотя начало советского времени оказалось очень тяжелым для театра. Его практически закрыли из-за репертуара, чуждого, по мнению властей предержащих, пролетарскому зрителю. Спас Большой только размах его площадей — здесь можно было собрать множество людей для проведения съездов, пленумов, совещаний. Отстоял же Большой Сталин — не удивляйтесь. Ленин настаивал в своих резолюциях на том, что театр, проповедующий буржуазное искусство, следует закрыть. А вот Сталин «придерживал» эти бумаги. Время сработало на результат: покушение на жизнь вождя, операция, болезни — в общем, Ленину стало не до театра. А Сталин о Большом, наоборот, позаботился. Помог осветить и отопить здание, сохранить труппу.
В годы Великой Отечественной Большой чудом уцелел — рядом разорвалась фугасная бомба. Очевидец, комендант театра Рыбин, написал, что здание закачалось, как люлька. Какой же мощностью должен обладать взрыв, чтобы кладка стен такой толщины, как в Большом, «запела» и «поехала»! Кирпич посыпался. Лестницы разнесло. Все держалось за счет штукатурки. Когда строители начали снимать ее слой за слоем, то кирпич на глазах превращался в песок.
культура: От театра Бове осталась традиция: покидая труппу, артисты стараются взять на память фрагмент покрытия сцены.
Харина: Пол сцены часто менялся — дерево, в которое вбивают декорации, быстро портится. При ремонтах выпиливали кусочек сцены и дарили тому, кто уходил на пенсию. Раньше, при государе императоре, артисты отправлялись на заслуженный отдых по выслуге 20 лет, с полным пансионом, то есть пенсия сохранялась в объеме зарплаты. После революции пенсии отменили, появились они только в конце 1930-х. Кроме сцены, священное место для артистов — их гримерки.
культура: Нынешние артисты ими недовольны, а те, кто постарше, говорят, что после реконструкции просто их не узнают.
Харина: Так всегда бывает. В конце 50-х в Большом театре устанавливали систему кондиционирования, здание закрыли. Когда артисты вернулись, то увидели, что потолки стали ниже, некоторые окна исчезли. Известный баритон Алексей Петрович Иванов в своих мемуарах называет это кошмаром и безобразием. Но «кошмар» для одного поколения кажется идеалом для другого, такова жизнь.