Наш Дон — Россия

Юрий ПОЗДНЯК, Ростовская область

24.07.2014

В Ростовской области разворачивается активная кампания по возрождению старинных традиций, составляющих культурную матрицу Донской земли. Для возвращения к истокам избрана притягательная форма — этнотуризм, но это лишь верхушка айсберга.

Культура современного мира все чаще утрачивает свои национальные черты, а глобализм, поставленный во главу угла, упрямо пытается свести все существующие между непохожими обществами различия к минимуму. Благая цель — сделать ценности массовыми — достигается тем не менее искусственным способом и на деле таит в себе серьезный изъян, совсем неочевидный при поверхностном наблюдении. Назовем это подменой собственной природы. Приобщаясь к атрибутам развитых цивилизаций, таким, как технический прогресс, повышение уровня комфортности жизни и передовые образовательные системы, мы одновременно с этим теряем нечто важное, составляющее внутреннюю сущность нашей жизни. Мы становимся чужими друг другу на родной земле.

Духовность — это не то, что внезапно падает с потолка, одаривая своего носителя выстроенной системой взглядов за долю секунды. Это длительный процесс накопления и усвоения информации, расставляемой по полочкам души в соответствии с заданными приоритетами. Часто бывает, что эти приоритеты заданы не нами и не для нас. Начинается все с самых невинных, на первый взгляд, вещей: одежда, еда, способы проведения досуга, но неумолимо приводит к выбору идеалов. Диктуемые современным — в большинстве случаев западным — миром, эти ценности не вписываются в жизнь русского общества. Что в итоге ведет к нарушению национальной идентичности, трагическому — временами — блужданию среди химер с чужих берегов. Сумерки духа в сполохах неоновой рекламы очередного фастфуда.

Мыслим ли патриотизм без самоидентичности? Вряд ли. Возможна ли счастливая жизнь без патриотизма? Тоже сомнительно, если определить патриота как человека, пребывающего в гармонии с собой и окружающими и гордящегося культурой, духовными традициями и природными богатствами своей Родины, а также связанной с ними исторической памятью. Специфика нынешнего времени как раз и состоит в том, что именно с последним пунктом связано больше всего проблем — в силу невежества, забвения и попросту игнорирования достижений наших предков, собственными судьбами писавших историю великой державы.

Уха для этнотуристов

Ростовская область, полностью принадлежащая к бывшей территории Области Войска Донского, издавна богата исторической памятью. Она-то и дает жителям региона духовную опору. Казачество, донские традиции, обряды и праздники, донская кухня и донские вина — главные атрибуты туристического имиджа южного края, которые трепетно сохраняются и культивируются местными жителями. Патриотизм начинается с несложных вещей, вроде знакомого с детства вкуса.

Для донцов это прежде всего знаменитая казачья уха, которую тут готовят из поколения в поколение. До недавнего времени это удивительное блюдо варилось в разных семьях по-разному, а секрет приготовления тщательно скрывали от посторонних глаз. Максимумом открытости становилось признание оригинального вкуса на уровне станицы, закреплявшей за собой создание рецептуры, к которой затем обращались все жители поселения. 

Однако пять лет назад жители нескольких хуторов Азовского района Ростовской области перед Днем рыбака — широко отмечаемым в тех местах праздником — заспорили, чья же уха вкуснее да правильнее. Разрешить гастрономический спор постановили путем всенародного приготовления и опробования ухи по совершенно разным рецептам прямо на берегу Дона. Идея оказалась настолько удачной, что подобное мероприятие решили повторить следующим летом. А на третий год существования конкурс превратился в полноправный фестиваль «Донская уха», слава о котором прошла по всей области и даже выплеснулась за ее пределы. Кстати, одного победителя тогда определить не смогли. Борьба за народное признание хуторянами теперь ведется сразу в нескольких номинациях.

«Настоящая казачья уха — это что-то невероятное по вкусу! И главное угощение на столе у донцов. Рецепт ароматного кушанья вам никогда не раскроют, да единого и не существует. У каждого хутора и станицы — свой секрет. Но это — для чужих, а своим все тонкости приготовления «правильной» ухи казаки передают из поколения в поколение. Потому она и казачья...» — рассказывает о своих ощущениях от фестиваля губернатор Ростовской области Василий Голубев. 

Нынешним летом на «Донскую уху» съехалось более 5500 любителей ароматного блюда. Помимо жителей Ростовской области, отведать ушицы прибыли семьи из Волгограда, Ставрополя, Краснодарского края, Москвы, Петербурга, с Урала и из Сибири. В конкурсной программе приняли участие кулинары из 19 окрестных поселений, совместными усилиями наварившие более тонны ухи, с аппетитом съеденной многочисленными туристами.

«Это вам не простой рыбный суп, у нас тут — секрет ого-го какой, от прадедов сохранили. Нужно знать, в какой момент что добавлять, но главное, само собой, — никакой картошки. Основа — это рыба, томат и лук. Я всю жизнь ее варю. Попробуйте сами, пальчики оближете!» — нахваливает уху кагальницкий атаман Николай Осипов.

В нынешнем году были заложены  новые традиции праздника. В конкурсе на лучшее блюдо приняли участие не только сельские поселения, но и семейная команда. Все участники соревнований стали победителями в той или иной номинации: за изысканную уху, красивую сервировку, верность старинным рецептам... 

Азовские параллели

Пока гости фестиваля пробовали уху, совсем рядом с ними устроили показательные выступления казаки Азовского юрта. Мастера джигитовки сразу же собрали вокруг себя большое количество восторженных зрителей, зачарованно смотревших на древнее воинское искусство. Эта демонстрация казачьей удали вовсе не случайна — именно на берегах дельты Дона (Приазовья), где проводится праздник, зарождалась история и традиции донского казачества. 

2014 год для Азовского района юбилейный: 240 лет назад, в июле 1774-го, между Российской и Османской империями был заключен мирный договор, согласно которому Азов был окончательно присоединен к России. Вместе с ним к нашей стране отошла часть, а через несколько лет и вся территория Крымского ханства. Параллель очевидна: в этом году, как и почти два с половиной века назад, Крым снова стал русским рубежом, южным форпостом российского государства. Одним из важнейших событий, ускоривших присоединение этих земель, является беспримерный подвиг донского и запорожского казачества — знаменитое Азовское осадное сидение.

В 1641 году укрепленная казачья крепость с пятью тысячами донцов и запорожцев 93 дня и ночи противостояла натиску 250-тысячного неприятельского войска. Чтобы выбить казаков из Азова, турецкий султан в мае 1641 года отправил на штурм армию во главе с пашой Гусейном-дели. Силы турок были громадны — более двухсот тысяч человек с сотней осадных орудий. Поддерживал турок и крымский хан со своим полчищем. Обороняющихся в Азове было практически в 50 раз меньше — всего 5000 мужчин и примерно 800 женщин. Казаки с отчаянным мужеством отражали вражеские атаки. Турецкий военачальник Гусейн-дели рапортовал своему султану: «У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горстки казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины».

Сейчас погрузиться в атмосферу того героического времени можно благодаря ежегодно проводимому фестивалю, посвященному Азовскому осадному сидению. С каждым годом он становится все более зрелищным и массовым. Это праздник не только для местных жителей, но и для гостей, приезжающих со всех уголков страны. Кульминацией традиционно становится театрализованная реконструкция сражения за Азовскую крепость между казаками и турками, в ходе которой около 200 представителей военно-исторических клубов из регионов России и стран СНГ демонстрируют свое умение владеть холодным оружием эпохи Средневековья. Проводится мероприятие в первую субботу августа. 

Из прошлого в будущее

Азовское сидение положило начало формированию Всевеликого Войска Донского. С тех самых пор казачество всегда жило одной жизнью с Россией, служа народу, участвуя в военных кампаниях и обеспечивая безопасность границ. Будущее казаков и сегодня определяется теми задачами, которое ставит современное российское общество. Вызовы времени диктуют и сроки, и формы развития, которые не только не противоречат историческим принципам деятельности Всевеликого Войска Донского, а, скорее, их подтверждают. На Дону так же, как и много лет назад, большое внимание уделяется вопросам военно-патриотического воспитания, формированию у подрастающих поколений любви к своей истории, осознания ее ценности и умения извлекать верные уроки из разностороннего опыта предков.

«Вся история донского казачества — пример многовекового служения России. Уверен, что казачество, храня верность традициям, будет по-прежнему вносить весомый вклад в защиту Родины», — убежден губернатор Василий Голубев. 

Пути достижения национальной идентичности различны, но донской способ видится наиболее органичным и продуктивным. Обращение к внутренним духовным источникам, воскрешение через яркие фестивали уникальных страниц областной истории и культуры как раз и может стать той почвой, на которой вырастут новые патриоты этого вольного казачьего края.