23.07.2014
История со сбитым над Украиной малайзийским «Боингом 777» полна загадок. Ответить, кто виноват в трагедии, унесшей жизни почти трехсот человек, поможет расшифровка «черных ящиков», переданных ополченцами представителям Малайзии — с условием предоставления доступа к ним специалистов Международной организации гражданской авиации (ICAO). «Культура» исследовала возможные версии трагедии.
«Боинг 777» Малайзийских авиалиний, совершавший рейс Амстердам — Куала-Лумпур на высоте 10 км, пропал с экранов радаров в небе близ Донецка 17 июля. Впоследствии его обломки были обнаружены на территории, подконтрольной ополчению. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли, останки большинства обнаружены. Дальнейшие сведения о трагедии крайне противоречивы. Власти Украины, а вслед за ними и Запад с США обвиняют ополченцев в том, что это они сбили самолет с помощью зенитной установки, которую им якобы поставила Россия. Наша страна приводит доказательства того, что лайнер мог быть сбит украинскими военными.
По данным Минобороны РФ, накануне катастрофы с «Боингом» неподалеку от Донецка находилась украинская группировка из 3-4 зенитно-ракетных дивизионов комплексов «Бук-М1». Часть из них, сообщило военное ведомство, была переброшена сюда недавно и укомплектована недостаточно обученными расчетами. Могли ли бойцы, которым, очевидно, все уши прожужжали опасностью нападения со стороны Москвы, принять пассажирский лайнер за российский военный самолет и с перепуга шарахнуть по нему ракетой? Вполне. Кстати, системы радиолокации российских ПВО засекли работу локационных установок по ту сторону границы — их устойчивые сигналы исчезли вскоре после падения самолета. Получается, вели, отслеживали.
— Сбить малайзийский «Боинг» можно было из имеющихся на вооружении украинской армии ЗРК «Бук-М1» или С-200, — пояснил «Культуре» генерал войск ПВО Сергей Шестаков. — Тут есть специфические особенности: ракета комплекса «Бук» срабатывает непосредственно при попадании в цель и вызывает ее полное разрушение в момент соприкосновения, а «эска» поражает цель осколками на расстоянии. Так, кстати, было, когда Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» был сбит украинской ракетой над Черным морем в 2001 году. Тогда характер осколочного поражения четко доказал вину украинского расчета комплекса С-200.
Не исключается и вариант, что «Боинг» был сбит украинским самолетом. Начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что Ростовским центром наблюдения было зафиксировано: на расстоянии 3–5 км от «Боинга» находился еще один самолет — предположительно, Су-25. Очевидно, что речь может идти только об украинском воздушном судне, поскольку у ополченцев такой техники нет, а российская авиация границу с Украиной не пересекала.
На вооружении «сушки» стоят ракеты класса «воздух — воздух» Р-60, которые могут поражать цель на расстоянии до 12 км. Так что нанесение результативного удара вполне вероятно. Впрочем, надо признать, что штурмовик Су-25 не предназначен для борьбы с быстролетящими (а скорость «Боинга» составляла 960 км в час) воздушными целями, для этого лучше подходит истребитель Су-27.
Украинская сторона, обвиняя в гибели лайнера ополченцев, утверждает, что у них имеются средства ПВО. Действительно, народной армией были сбиты транспортный самолет Ан-26, штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24. Правда, эти победы были добыты с помощью ПЗРК, способного доставать цели на высоте 3–6 км — «Боинг» же летел на высоте 10 км. Украинские военные, понимая слабость версии с ПЗРК, утверждают, что ополченцы захватили у них ЗРК «Бук-М1» — этот добивает до 22 км. Ход, надо признать, грамотный. Очевидно же, что ополченцы не будут опровергать наличие у себя столь мощного зенитного комплекса, даже если его и нет — пусть противник, имеющий подавляющее преимущество в воздухе, боится. Но если ополченцы и захватили «Бук», то речь идет о комплексе, находящемся в разукомплектованном виде, его еще нужно довести до ума, оснастить специалистами и собрать, а состоит он из четырех модулей. Вряд ли это было сделано. Иначе вряд ли силовики хозяйничали бы в небе над Донбассом. Украинские власти подкрепляли свои «обвинения» якобы перехваченными телефонными переговорами ополченцев, обсуждающих некий сбитый самолет. Однако техническая экспертиза доказала, что аудиозапись — фальшивка, монтаж.
Еще один вариант той же версии: «Бук» был тайно доставлен из России. Украинские власти даже обнародовали соответствующее видео, но на поверку и оно оказалось фальшивкой. Ракетный комплекс перемещался по территории, контролируемой Киевом, так что ни России, ни ополченцам принадлежать никак не мог.
Следующая версия — для перепуганного американского обывателя: ракета пущена непосредственно с территории России.
— Системы ПВО России, прикрывающие южное направление, вполне способны уничтожить любую воздушную цель, продвигающуюся в сторону нашей границы на удалении до 500 километров, — пояснил генерал Шестаков. — Но любой пуск российского ЗРК американцы бы отследили. С убежденностью могу сказать: ракета со стороны России не взлетала.
Есть вопросы к украинским диспетчерам. Почему они направили самолет в аккурат над воюющей территорией (со значительным отклонением от воздушного коридора, определенного для этого рейса), туда, где они уж точно не могли гарантировать ему безопасность? Или пилоты сами изменили маршрут? Теоретически это возможно. Однако сведений о том, что диспетчеры, которые обязаны были заметить ошибку, дали летчикам корректирующий сигнал, нет. Лететь пришлось прямо на украинские позиции ПВО, которые, похоже, в состоянии военного невроза готовы были пальнуть во все, что движется в небе.
Ответы на многие вопросы, связанные с трагедией в небе над Донецком, даст расшифровка двух «черных ящиков». Премьер ДНР Александр Бородай в присутствии журналистов передал их специальному представителю правительства Малайзии полковнику Мохду Сакри, который подтвердил, что они не вскрывались. Чем в корне пресек возможные обвинения в адрес ополченцев — мол, те могли как-то скорректировать имеющуюся там информацию. Согласно подписанному в Донецке меморандуму, малайзийская сторона обязуется передать ящики экспертам ICAO. Расследование катастрофы будет проводиться в Великобритании под руководством специалистов из Нидерландов. В Нидерланды же отправлены и останки погибших пассажиров.
Таким образом, все необходимые формальности соблюдены. Однако авиакатастрофа показала особенно остро: необходимо как можно скорее прекратить гражданскую войну на Украине, в которой гибнут не только участники конфликта и жители региона, но и граждане других государств.