А вот кому — отдых в Крыму?

Татьяна УЛАНОВА

22.05.2014

По прогнозам российских туроператоров, самыми популярными местами отдыха в Крыму в этом году станут Алушта и Ялта. Спецкор «Культуры» отправилась в разведку на южное побережье вновь обретенного региона, чтобы выяснить, как там готовятся к курортному сезону.

Алупка, Алушта, Балаклава, Гурзуф, Ливадия, Массандра, Мисхор, Симеиз, Форос, Ялта... Названия известных с советского детства мест отдыха и сейчас звучат, как задушевная песня. Даром что за 23 последних года многие россияне успели забыть ее мотив. И разучить новый. Похожий на «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» в эпоху застоя: Турция, Египет, ОАЭ... Историческая справедливость восторжествовала: Крым снова наш. Самое время вспомнить старую песню о главном курорте страны. Истые патриоты уже во всеуслышание говорят о задаче отвадить россиян от пресловутой Турции. Сделать это непросто. Но необходимо. С природной и климатической уникальностью нового российского региона, особенно его южного берега, не сравнится ни один самый престижный курорт мира. Доказано еще в ХIХ веке. И никто ни разу не подверг этот факт сомнению. 

Царское дело

Когда-то всесоюзная здравница — теперь снова русская Ривьера. Как при царях-батюшках. Присоединением Крыма к России в 1783 году мы обязаны Екатерине II. Спустя четыре года стараниями светлейшего князя Григория Потемкина императрица совершила большой вояж по новым землям, который длился более полугода. Но первым Романовым, решившим приобрести имение на южном побережье, стал только ее внук Александр I, незадолго до смерти, осенью 1825 года, купивший Нижнюю Ореанду за 50 тысяч рублей ассигнациями. Это был второй его приезд в Крым. Государю нравился целительный черноморский воздух. Победитель Наполеона даже мечтал отречься от престола: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку». Внезапная смерть в Таганроге нарушила императорские планы. Однако с тех пор Романовы и Крым уже неразделимы. Николай I в 1838 году превращает малоизвестную рыбацкую деревушку Ялта в уездный город — будущую мекку летнего отдыха. Дарит супруге Александре Федоровне Ореанду. И начинается работа над проектом дворца. 

Владелицей «Ливадии» — одного из самых крупных имений (в 1868 году его площадь составляла 300 десятин) — стала супруга императора Александра II Мария Александровна. Лейб-медик при Николае I и Александре II доктор Карелль неоднократно советовал Романовым построить резиденцию в Крыму для профилактики простудных заболеваний и туберкулеза. Пропагандировал отдых на южном побережье и врач Боткин. И даже выезжал с болезной Марией Александровной в Ливадию. Александр III, незадолго до кончины в Ливадии, решил приобрести Ореанду для сына Николая. Благодаря императорам в Крыму прокладывались дороги, строился ялтинский порт, развивалось виноделие, возводились дворцы и храмы, ставшие затем архитектурными памятниками. Только в Крестовоздвиженской церкви Ливадии, реконструированной в начале ХХ века знаменитым ялтинским архитектором Красновым, произошло несколько важнейших событий в жизни Романовых. Здесь окрестили и нарекли Александрой Алису Гессен-Дармштадтскую, отпевали Александра III и провозгласили императором Николая II. 

— Тема «Николай II и Крым» достойна подробного рассказа и отдельного фильма, — считает автор и продюсер документальной ленты с рабочим названием «Романовы и Крым», вице-президент Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе. 

Возникла идея неожиданно — после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Однако стала естественным продолжением фильма «Романовы. Царское дело», подготовленным Дирекцией президентских программ РФК к 400-летию Дома Романовых. Севастополь — Симферополь — Бахчисарай — Феодосия — Алупка — Ялта — Ливадия — Массандра — Форос... За две недели группа, кажется, исколесила Крым вдоль и поперек. И тем не менее многое осталось — во всяком случае, пока — за кадром. Объять необъятный культурно-исторический Крым невозможно. Даже если рассматривать его только в романовском контексте.   

Дышите глубже, хлопайте в ладоши       

В огромном списке заманчивых точек Крыма на первом месте была и остается Ялта. Самый известный, самый престижный и самый дорогой здешний курорт. Емкое четверостишие из гимна Ялты, опубликованного на официальном сайте города, все объясняет: 

Ялта — это море,
Ялта — это горы, 

Ялта — это солнце
и бокал вина. 

Ялта — это встречи
в теплый летний вечер. 

Город и не город, целая страна.

Достаточно прогуляться по набережной, чтобы влюбиться в Ялту. Раз и навсегда. И не надо сравнивать ее с заграницей. Это наш Крым. И он очарователен. Что бы кто ни говорил. Не случайно советские и зарубежные режиссеры снимали здесь всю географию — от Америки до Иерусалима, от Кавказа до Дальнего Востока. А уж если по сценарию нужны море и/или горы, лучше Крыма места просто не сыскать. И потому сюда не зарастет киношная тропа. Ялтинская киностудия, созданная Ханжонковым в начале XX века, переживала в последние годы не лучшие времена, но уже обсуждаются масштабные и амбициозные планы по ее возрождению.

«Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом и — в Ялту!»  — кому не знакома эта цитата? В советское время отдых в Крыму был мечтой. Для довольно большого количества трудящихся — вполне осуществимой (джентльмен удачи Косой не в счет). Можно было поехать по профсоюзной путевке в пансионат или по направлению врача — в санаторий; разбить палатку или, добравшись из аэропорта Симферополя на автовокзал, выбрать у стоявших на площади хозяев то или иное жилье (часто это была даже не комната в доме, а угол с двумя односпальными кроватями, перегороженный занавеской). Главным было море, даже если до него требовалось полчаса ехать на городском автобусе, изобилие южных фруктов и целебный воздух. 

Удивительно, что в конце 2011 года сотрудники Центральной геофизической обсерватории МЧС Украины оценили уровень загрязнения воздуха в Ялте как высокий — средняя концентрация бензапирена (химического соединения первого класса опасности) здесь почти вдвое превышает норму. 

Не берусь спорить со специалистами, но лично я, побывав сейчас в нескольких городах и поселках Крыма (в том числе в административном Симферополе), не ощутила загрязненности, загазованности и уже по-настоящему летней духоты, от которых страдают Москва и другие крупные города. Я вдыхала ароматы можжевельника, сосен, глицинии, хорошо сдобренные принесенным с моря ветром. И не могла надышаться...  

Стукну по карману —
не звенит,

Стукну по другому —
не слыхать.

Если только буду знаменит,

То поеду в Ялту отдыхать!

Прожив всего 35 лет, Николай Рубцов не успел реализовать мечту. Но вообще-то в Крыму (перефразируя слова из известного фильма) хоть раз в жизни отдыхал практически каждый. На фасаде ялтинской «Тавриды» — внушительный список выдающихся людей, в разное время останавливавшихся в этой гостинице. Прежде она носила название «Россия» (кстати, события марта 2014 года — отличный повод для возвращения исторической справедливости и в отношении отеля). Мусоргский, Станиславский, Немирович-Данченко, Боткин, Маяковский, Некрасов, Римский-Корсаков, Булгаков. А также Бунин и Рахманинов, которые впервые встретились именно здесь... 

Свой роман с Ялтой завел в свое время Антон Павлович Чехов. Отношения были меркантильные — писатель тяжело болел. «Но Крым, к сожалению, его не спас, — рассказывает экскурсовод в ялтинском доме-музее. — Не надо было ему продавать Мелихово. В ялтинском доме зимой было холодно...» 

«Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства».

Сегодня в Ялте и Гурзуфе можно посетить дома-музеи Чехова. А бронзовые дама с собачкой в компании самого Антона Павловича несколько лет назад украсили ялтинскую набережную. Нос у пса неизменно блестит. Добросовестные туристы трут его с пристрастием — во исполнение желаний. А самые любознательные, отправляющиеся затем в Форос или Севастополь, дополняют этот ритуал другим — въезжая в известный туннель на автотрассе, закрывают глаза, загадывают заветное, а при выезде три раза хлопают в ладоши.

— Все сбывается! — уверяет водитель. — Только загадывать надо реальное. Просить миллион долларов сразу не стоит.

Дорого, но вкусно

В прошлом году, по данным Ростуризма, Крым посетили около 6 миллионов туристов, из которых примерно треть — россияне. В 2014-м здесь надеются основательно повысить показатели. В том числе за счет снижения цен. Разведка была предпринята отдыхающими, как водится, в майские праздники. Всего в эти дни Крым принял 130 тысяч туристов, в том числе 30 процентов тех, кто добирался паромом. Многие ехали дня на три. Из них сутки провели в очереди. Проблема отсутствия моста, которую президент Путин озвучил на следующий же день после принятия Республики Крым и Севастополя в состав России, к сожалению, пока охлаждает желание большого количества путешественников отдыхать в Крыму. 

Хотя первые ласточки в этом году потянулись именно из соседних регионов России — Краснодарского и Ставропольского краев. А вот российская авиакомпания № 1 на редкость порадовала, снизив цены до 7500 рублей в оба конца (в прошлом году в начале мая за один взрослый и один детский билет на 1 августа нужно было заплатить около 40 тысяч рублей). К сожалению, на июнь дешевых билетов уже нет, остался только бизнес-класс за 70 тысяч. Зато открыли новое направление «Москва — Симферополь» мелкие авиакомпании, и пока у них можно найти низкобюджетный вариант перелета.

Надо полагать, серьезные изменения ждут севастопольский аэропорт «Бельбек». В свое время именно он принимал специальные борты советских правителей, в том числе Михаила Горбачева, отдыхавшего неподалеку — на печально известной даче в Форосе. В прошлом году обанкротившаяся было украинская авиакомпания возобновила рейсы из Москвы. Цены низкие. Но самолет — маленький бразильский Embraer. Самые крупные ж/д вокзалы находятся в Севастополе, Симферополе, Керчи. Желающих путешествовать машиной через украинские пограничные посты мало. Были случаи, когда россиян высаживали с поездов. С советом выбрать другой путь...

Проблемы, как ни крути, есть. И касаются они всех: и местных жителей, и тех, кто стремится познакомиться с новым регионом. Как пишет местная газета, крымчане готовы потерпеть, но все-таки хотели бы знать сроки переходного периода. Одну дату руководители Крыма уже озвучили: 1 июня гривна прекращает свое хождение. 18 мая 1 гривна равнялась 3 рублям. Добросовестные продавцы товаров и услуг вывешивают правительственное постановление. Не очень добросовестные говорят: а наше начальство установило такой курс (например, 15 грн = 50 руб.). И торгуют кто во что горазд. На баночке с целительной голубой глиной приклеено: «100 грн». Спрашиваю: «Значит, 300 рублей?» — «Ой, это старая цена, — спешно отклеивает ярлык продавщица. — Теперь 620». На прогулочных катерах цинизм и вовсе перешел все границы. Верхнюю палубу продают отдельно: плюс 50 рублей к стоимости билета. В один конец. И выдают чек с надписью: «VIP зона». Из допуслуг — бесплатный плед на время поездки. И возможность купить в баре пиво и орешки. 

Ялтинцы жалуются, что подорожали даже самые необходимые продукты вроде молока и хлеба. Взлетели цены на бензин (37–39 рублей за литр А-95) и лекарства. Медикаменты и продукты ввозились большей частью с Украины. Ввозятся и теперь. Но уже по другим ценам. 

— Мне каждую неделю нужно лекарство за 800 рублей покупать, — сетует преподаватель Ольга. — Без него не выжить. А на работе два месяца зарплату не платят. Думаю, местное начальство саботирует. Но от этого же не легче.

— А моему знакомому врачу, наоборот, повысили зарплату, — делится житель Ливадии Леонид. — С 8 тысяч до 30. Ну, и пенсии, конечно, выросли. На 25 процентов сразу увеличили пособия и будут поднимать еще.

По сравнению с Москвой ялтинский овощной рынок — рай. В этом году удалась бахчисарайская клубника. Практически у всех одна цена — 35 грн (105 руб.) за килограмм. Столько же стоят розовые мясистые помидоры. Молодую картошку можно купить за 33–42 рубля. Самая дорогая свежая рыба — камбала — обойдется в 420 рублей. Кефаль — в два раза дешевле. Барабулю на рынке не видела, врать не буду. Но в ресторанах (где в основном еда дешевле, чем в Москве) ее подают. Наравне с луфарем, ставридкой, кефалью и камбалой. И это еще одно достоинство здешнего отдыха — свежевыловленная черноморская рыба, мидии, рапаны. Плюс ко всему — чаи на основе крымских трав, всевозможные бальзамы. Для желающих заняться собой — морская соль, голубая глина, эфирные масла. И удивительная сакская грязь, которую из Крыма увозят килограммами. Говорят, чудеса омоложения не заставят себя ждать...  

Сильная головная боль для туристов и аборигенов — закрытые банки. И невозможность расплатиться картой. Пока в Крыму принимают только наличные. Многие жители потеряли свои вклады. И теперь вынуждены стоять в очередях, чтобы получить компенсацию через Фонд защиты вкладчиков. Очереди — и на почте, где люди получают пенсии и оплачивают коммунальные услуги. Иногда приходится стоять сутками...

В целом же, кто хотел, уже получили и российские паспорта, и новые автомобильные номера. Правда, ехать с ними на Украину народ не решается. А ведь у многих там родственники...

— Моя жена сегодня в Хмельницкий отправилась на поезде, — рассказывает Валера. — Там на рынке вещи значительно дешевле, чем в Ялте. Здесь-то в основном «Армани», то есть «армяне»...

В магазинах на набережной Ялты вещи в самом деле недешевы. И в основном все завалено подделками. Но Ялта никогда и не была лучшим местом для шопинга. Основное занятие местных жителей, приносящее доход, — сдача внаем жилья отдыхающим. Так было. Так есть. И, наверное, будет. Всегда. 

В мае можно было найти жилье за 200–250 гривен с человека. Снять простой одноместный номер в хорошей гостинице — за 3500 рублей. По всему южному побережью разбросаны пансионаты и санатории. Строятся так называемые элитные дома и новые частные гостиницы. Есть даже варианты «все включено» — излюбленный метод отдыха многих соотечественников. Тем не менее в последние годы наблюдался заметный спад туристов из России. 

— В основном ехали с Украины, — продолжает Валера. — Причем со своей картошкой, салом. Снимали где-нибудь на горе домик, спали, ели, пили. Некоторые даже к морю не выбирались. Сменили обстановку — и то хорошо. При этом для многих местных сдача жилья — единственная возможность безбедно существовать. Летом не заработал — зимой, как голодный медведь, лапу будешь сосать. Тем более что последние пару лет предложение явно превышает спрос.

Все стараются, как могут. Нечего сдать — зарабатывают извозом. С учетом расстояний до популярных мест отдыха (от Симферопольского аэропорта до Ялты — 100 км) услуги автоперевозчиков более чем востребованы. Да и по извилистым дорогам Ялты вверх-вниз не находишься.  

Несмотря на все шероховатости переходного периода, в Крым стоит ехать. Ялта ждет. Солнце, воздух и вода — по умолчанию. Да и знаменитые массандровские вина, с учетом того, что 70 процентов на рынке — подделка, дегустировать лучше здесь. Но это отдельная интересная история. Репортаж с завода «Массандра» читайте в ближайших номерах «Культуры».