Когда встреча стала «Традицией»
Самая жаркая неделя в году для Москвы и Подмосковья началась древнеславянским праздником Ивана Купалы, продолжилась православно-семейными торжествами, связанными с именами святых Петра и Февронии и завершилась в субботу, 12 июля, в пушкинской усадьбе Захарово ежегодным семейным — «для любителей искусства всех возрастов» — фестивалем «Традиция».
Кстати, отец-зачинатель этого популярного культурно-развлекательного феномена Захар Прилепин на той же неделе отметил свое пятидесятилетие. Что же касается его детища, то оно предстало перед тысячами изнывавших от невыносимой, рекордной жары зрителей в своем наитрадиционнейшем виде.
Традиционно перед благодарной публикой пели Елена Фролова, Евгения Смольянинова и другие исполнительницы русских песен. По обыкновению, выступали известные в стране фольклорные коллективы. Стихи собственного сочинения декламировали уже всюду узнаваемые Z-поэты. Содержательные лекции для особо любознательных читали ученые-гуманитарии. Детвору, приехавшую с мамами, папами, развлекали постановками, мастер-классами и подвижными играми молодые артисты, умельцы и затейники в национальных одеждах.
Своих многочисленных поклонников радовали — тоже по доброй традиции — фолк-рок-группа «Калинов мост» и иные музыканты.
На открытии проводившегося в десятый раз фестиваля гостей приветствовали, как обычно, его организаторы. Театральный режиссер, сооснователь «Традиции» Эдуард Бояков за истекшие десять лет ни одной подобной церемонии, кажется, не пропустил. Захар Прилепин отсутствовал в Захарове только в 2023 году, когда учился заново вставать и ходить после осуществленного против него теракта.
Обращаясь к «родне» — так писатель-офицер называет соратников, сподвижников, единомышленников, — он сказал:
— Фестиваль «Традиция» прошел свой полный круг и обрел в 2025 году некую цельность. Низкий поклон всем, кто был с нами с самого начала, и тем, кто присоединился к нам позже… Сейчас пришло время подумать о том, что нам предстоит выйти на новую высоту, поставить перед собой задачи иного уровня, возможно, перебраться на новую площадку… В 2015 году мы были даже не на один шаг, а на семь шагов впереди страны, при том, что наши поэты, музыканты, художники, театралы представляли собой горстку людей. Приехавшие на первый фестиваль Саша Скляр, «Калинов мост», Аня Долгарева и другие выступали совершенно бесплатно. Гера Садулаев готовил для нас кашу — огромный чан на всех. Мы породнились и начали всю эту историю, и, право слово, многое из того, что происходит с 2022 года на Поклонной горе, Саур-могиле, в других знаковых местах России, проросло из нашего ростка. В плоть государственной системы мы вживили ген честности, искренности, победительности, ответственности за свою работу… Нас инкорпорировали, «предусмотрели в бюджетах», чтобы в известной среде появилась хоть какая-то доля истинности, нормальности, моральной чистоты, чтобы между выступлениями условных Сергея Лазарева и Димы Белана выходила на сцену Аня Ревякина, и все понимали: ЭТО — всерьез и надолго.
Вечером, в начале гала-концерта, Прилепин вспомнил и самый трагический эпизод истории фестиваля:
— У нас тут не просто сбор родни, своих, близких друг другу людей. Мы находимся на передовой и уже понесли огромную потерю. Сюда, на этот фестиваль, пришли звери и убили Дашу Дугину, нашего друга, нашу девочку золотую. В десяти метрах от этой сцены она плясала за час до своей гибели… Это обязывает нас быть выше, быть такими, чтобы Даша могла гордиться нами, чтобы видела: все не зря, мы справляемся, тащим воз…
Эдуард Бояков в свою очередь для «Культуры» сказал:
— До Крымской весны и в ее начале фестивальная карта страны очень сильно отличалась от нынешней, как, впрочем, и массовые представления о модном фестивале, о том, что обозначается словечком «опен-эйр». Все то, прежнее, предполагало совершенно другую картинку, требовало других артистов, создавало иную атмосферу, энергию. Наша с Захаром тогдашняя попытка ориентироваться на корневую культуру — уделять внимание русскому культурному коду, стремиться его актуализировать, планомерно вытаскивать русское искусство из этнографической резервации, позиционируя как современное, модное, способное завоевать молодежную аудиторию, — многими воспринималась как мечтание, фантазерство. Сейчас можно сказать, что это у нас получилось. Возникло целое поколение молодых, популярных в России артистов — в том числе тех, кто сейчас выступает на стадионах, — выраставших именно здесь, на этих площадках. Появилась линия, связанная с русским дизайном, происходят очень интересные процессы в фэшн-индустрии: молодые модницы все чаще и чаще обращают внимание на костюмы с русской символикой, с нашим национальным орнаментом. Эти вещи тоже прошли «первую экспертизу» здесь, в Захарове. Я очень доволен нашей работой. Сейчас нужно уже думать о следующей фазе существования фестиваля. Второе десятилетие его жизни потребует от нас не почивания на лаврах, а неких новых, радикальных ходов. Мы с Захаром об этом думаем.
Фестиваль, чья программа включает в себя около полусотни названий, завершается, как правило, большим гала-концертом. Так было и на сей раз. Прибывшая сюда перед финальным действом Маша Макарова (группа «Маша и Медведи») рассказала об удивительном природном феномене: когда она выезжала из Москвы, там на головы прохожих падали гигантские градины, когда находилась в полутора километрах от Захарова — шел тропический, проливной дождь, и только в месте проведения фестиваля «Традиция» оставалась совершенно ясная погода. «Что-то это, несомненно, значит!» – подытожила Маша.
Что тут будет через год? Судя по тому, что Прилепин и Бояков намекают на некие серьезные перемены, в 2026-м, не исключено, мы увидим организаторов, участников и тысячи гостей «Традиции» на новом месте. Расставаться с Захаровом для многих завсегдатаев будет грустно, но есть надежда, что утрату компенсируют масштабность и высокий духовно-эстетический уровень обновленного проекта.
Кстати, отец-зачинатель этого популярного культурно-развлекательного феномена Захар Прилепин на той же неделе отметил свое пятидесятилетие. Что же касается его детища, то оно предстало перед тысячами изнывавших от невыносимой, рекордной жары зрителей в своем наитрадиционнейшем виде.
Традиционно перед благодарной публикой пели Елена Фролова, Евгения Смольянинова и другие исполнительницы русских песен. По обыкновению, выступали известные в стране фольклорные коллективы. Стихи собственного сочинения декламировали уже всюду узнаваемые Z-поэты. Содержательные лекции для особо любознательных читали ученые-гуманитарии. Детвору, приехавшую с мамами, папами, развлекали постановками, мастер-классами и подвижными играми молодые артисты, умельцы и затейники в национальных одеждах.
Своих многочисленных поклонников радовали — тоже по доброй традиции — фолк-рок-группа «Калинов мост» и иные музыканты.
На открытии проводившегося в десятый раз фестиваля гостей приветствовали, как обычно, его организаторы. Театральный режиссер, сооснователь «Традиции» Эдуард Бояков за истекшие десять лет ни одной подобной церемонии, кажется, не пропустил. Захар Прилепин отсутствовал в Захарове только в 2023 году, когда учился заново вставать и ходить после осуществленного против него теракта.
Обращаясь к «родне» — так писатель-офицер называет соратников, сподвижников, единомышленников, — он сказал:
— Фестиваль «Традиция» прошел свой полный круг и обрел в 2025 году некую цельность. Низкий поклон всем, кто был с нами с самого начала, и тем, кто присоединился к нам позже… Сейчас пришло время подумать о том, что нам предстоит выйти на новую высоту, поставить перед собой задачи иного уровня, возможно, перебраться на новую площадку… В 2015 году мы были даже не на один шаг, а на семь шагов впереди страны, при том, что наши поэты, музыканты, художники, театралы представляли собой горстку людей. Приехавшие на первый фестиваль Саша Скляр, «Калинов мост», Аня Долгарева и другие выступали совершенно бесплатно. Гера Садулаев готовил для нас кашу — огромный чан на всех. Мы породнились и начали всю эту историю, и, право слово, многое из того, что происходит с 2022 года на Поклонной горе, Саур-могиле, в других знаковых местах России, проросло из нашего ростка. В плоть государственной системы мы вживили ген честности, искренности, победительности, ответственности за свою работу… Нас инкорпорировали, «предусмотрели в бюджетах», чтобы в известной среде появилась хоть какая-то доля истинности, нормальности, моральной чистоты, чтобы между выступлениями условных Сергея Лазарева и Димы Белана выходила на сцену Аня Ревякина, и все понимали: ЭТО — всерьез и надолго.
Вечером, в начале гала-концерта, Прилепин вспомнил и самый трагический эпизод истории фестиваля:
— У нас тут не просто сбор родни, своих, близких друг другу людей. Мы находимся на передовой и уже понесли огромную потерю. Сюда, на этот фестиваль, пришли звери и убили Дашу Дугину, нашего друга, нашу девочку золотую. В десяти метрах от этой сцены она плясала за час до своей гибели… Это обязывает нас быть выше, быть такими, чтобы Даша могла гордиться нами, чтобы видела: все не зря, мы справляемся, тащим воз…
Эдуард Бояков в свою очередь для «Культуры» сказал:
— До Крымской весны и в ее начале фестивальная карта страны очень сильно отличалась от нынешней, как, впрочем, и массовые представления о модном фестивале, о том, что обозначается словечком «опен-эйр». Все то, прежнее, предполагало совершенно другую картинку, требовало других артистов, создавало иную атмосферу, энергию. Наша с Захаром тогдашняя попытка ориентироваться на корневую культуру — уделять внимание русскому культурному коду, стремиться его актуализировать, планомерно вытаскивать русское искусство из этнографической резервации, позиционируя как современное, модное, способное завоевать молодежную аудиторию, — многими воспринималась как мечтание, фантазерство. Сейчас можно сказать, что это у нас получилось. Возникло целое поколение молодых, популярных в России артистов — в том числе тех, кто сейчас выступает на стадионах, — выраставших именно здесь, на этих площадках. Появилась линия, связанная с русским дизайном, происходят очень интересные процессы в фэшн-индустрии: молодые модницы все чаще и чаще обращают внимание на костюмы с русской символикой, с нашим национальным орнаментом. Эти вещи тоже прошли «первую экспертизу» здесь, в Захарове. Я очень доволен нашей работой. Сейчас нужно уже думать о следующей фазе существования фестиваля. Второе десятилетие его жизни потребует от нас не почивания на лаврах, а неких новых, радикальных ходов. Мы с Захаром об этом думаем.
Фестиваль, чья программа включает в себя около полусотни названий, завершается, как правило, большим гала-концертом. Так было и на сей раз. Прибывшая сюда перед финальным действом Маша Макарова (группа «Маша и Медведи») рассказала об удивительном природном феномене: когда она выезжала из Москвы, там на головы прохожих падали гигантские градины, когда находилась в полутора километрах от Захарова — шел тропический, проливной дождь, и только в месте проведения фестиваля «Традиция» оставалась совершенно ясная погода. «Что-то это, несомненно, значит!» – подытожила Маша.
Что тут будет через год? Судя по тому, что Прилепин и Бояков намекают на некие серьезные перемены, в 2026-м, не исключено, мы увидим организаторов, участников и тысячи гостей «Традиции» на новом месте. Расставаться с Захаровом для многих завсегдатаев будет грустно, но есть надежда, что утрату компенсируют масштабность и высокий духовно-эстетический уровень обновленного проекта.
Фото: Алексей Белкин/Бизнес Online/ТАСС