Музей-заповедник «Гнёздово»: что случилось с древним городом на пути «из варяг в греки»

Анна КАРДАКОВА

26.08.2024

Музей-заповедник «Гнёздово»: что случилось с древним городом на пути «из варяг в греки»

«Культура» побеседовала с Василием Новиковым, руководителем археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово» в составе Гнёздовской объединенной экспедиции.

Гнёздово — уникальный археологический и ландшафтный памятник эпохи Древней Руси. Сюда, к живописным полям и лесам, расположенным на обоих берегах Днепра, недалеко от Смоленска, каждое лето приезжают археологи — на раскопки. Археологический комплекс, границы которого охватывают около 1000 гектаров, включает в себя поселения, городище и не менее пяти тысяч курганов — подобного масштабного комплекса нет больше ни у нас, ни в Европе. А еще это источник уникальных сведений о жизни наших предков VIII–XI столетий, а также — о становлении древнерусского государства. С 2011 года здесь работает Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово». Василий Новиков, кандидат исторических наук, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово» в составе Гнёздовской объединенной экспедиции, автор телеграм-канала «Современная археология», ответил на вопросы «Культуры».

— Название «Гнёздово» широкой публике пока не слишком известно. Расскажите о его значении для русской истории.

— За последние годы о Гнёздовском археологическом комплексе, к счастью, узнало больше людей. Почему это место крайне интересно и важно? Во-первых, этот памятник археологии относится к периоду, который в Европе называют эпохой викингов. А для нас это — эпоха образования древнерусского государства. Письменные источники того периода у нас практически отсутствуют: самые ранние относятся к «Повести временных лет». Конечно, есть византийские источники, арабские, европейские, и все равно об истории Руси VIII–IX веков нам известно крайне мало, и в подобной ситуации на помощь приходит археология. Кроме того, Гнёздово — памятник, связанный с уникальным сохранившимся историческим ландшафтом и культурным слоем, который не стал современной городской средой — здесь вы можете погрузиться в среду X–XI веков. Почему так получилось — большая загадка. Гнёздово в IX–XI столетиях было важным торговым и политическим центром, но потом по неизвестной пока причине эта роль перешла к Смоленску, и масштабная жизнь в Гнёздове угасла.

В целом значение Гнёздова можно сформулировать следующим образом: это один из центров образования древнерусской государственности. Он играл роль ключевого пункта центральной части пути «из варяг в греки» — маршрута, описанного в «Повести временных лет». Шла большая трансконтинентальная торговля: викинги хотели торговать с Византией, однако не могли проложить путь через Европу, поскольку постоянно совершали туда кровавые набеги. Им нужен был обходной маршрут, и они выбрали путь через Русь. На Руси в тот момент проживало большое количество славянских племен: процесс славянского этногенеза начался примерно в первом тысячелетии. Нам сложно судить о том, что происходило до VI века, — можно только строить предположения на основе археологических находок либо византийских источников. Тем не менее в конце VI века появляются первые уверенные упоминания о славянах, расселяющихся по лесной зоне. Эти племена были не такими уж мирными: они вступали в конфликты с финно-уграми и занимали довольно большие территории. В источниках упоминается, что славяне успешно практиковали партизанскую войну, применяли хитрую лесную тактику, а вот открытых сражений не любили. В подобной ситуации викинги, сплавлявшиеся по рекам небольшими отрядами на моноксилах — лодках-однодревках, — предпочли не воевать со славянами, а попробовали договориться. Конечно, конфликты все равно случались: об этом упоминали арабские путешественники того времени, Ибн Фадлан и Ибн Хордадбех. Они утверждают, что русы — представители военно-торговой элиты с территории Руси, для первой половины X века преимущественно выходцы из Скандинавии — совершали набеги на славян и занимались работорговлей. Тем не менее выходцам из Скандинавии и славянской элите, проживавшей в крупных поселениях, вероятно, чаще удавалось прийти к соглашению. Местные понимали, что торговый путь — хорошее, прибыльное дело, ведь путешественникам нужны пища и кров. Так возникли поселения, которые стали зарабатывать на этом и богатеть. Гнёздово, находившееся в центре торгового пути, выросло до грандиозных масштабов по меркам раннего Средневековья.

— Что оно собой представляло?

— Есть не очень понятное определение — протогород: сложный термин, обозначающий торгово-ремесленное поселение, которое еще нельзя назвать городом из-за отсутствия регулярной застройки. Скажем, в уже существовавшем тогда Великом Новгороде была регулярная застройка, поэтому его можно отнести к городу. Тем не менее Гнёздово не было обычным торгово-ремесленным поселением. Площадь его Центрального поселения составляла не менее 40 гектаров. Вообще Гнёздово — не одна точка, а несколько объектов, вытянутых вдоль Днепра. Всего к настоящему времени здесь известно девять курганных групп, которые насчитывали не менее пяти тысяч курганных насыпей, причем погребенных было больше, потому что хоронили и между курганами, и в погребениях без выраженных в рельефе насыпей, к тому же в одном кургане могло быть погребено несколько человек. Это самый крупный курганный могильник — как у нас, так и в Европе. Ему, правда, не повезло: в XIX веке здесь начали строить Витебско-Орловскую железную дорогу, которая уничтожила часть курганов и разрезала памятник пополам. При строительстве в 1867 году был обнаружен Большой гнёздовский клад, который хранится в Эрмитаже. С другой стороны, строительство железной дороги дало толчок к изучению памятника, и в 1874 году, то есть 150 лет назад, начались первые официальные раскопки под руководством Михаила Францевича Кусцинского. Сейчас дорога сдерживает рост современной сельской инфраструктуры двух деревень Гнёздово и Глущенки. Под ними сегодня находится культурный слой: конечно, хотелось бы его исследовать, но это сложная тема — необходимо с одной стороны соблюдать законодательство, с другой — учитывать мнение местных жителей.

Возникает вопрос: как называлось огромное древнее поселение? На этот счет есть несколько версий. Император Константин Багрянородный называл эту территорию «крепость Милиниска» и указывал, что именно здесь весной собирались флотилии из моноксилов, чтобы отправиться в Константинополь. К слову, в уникальном мокром культурном слое пойменной части Центрального поселения около озера Бездонка — предполагаемой портовой зоны гнёздовского поселения середины X века, времени, когда писал Константин Багрянородный, — удалось обнаружить и весла, и уключины, и другие детали этих самых лодок-моноксилов. В любом случае сопоставимого по масштабам культурных напластований поселения и могильника для X века не выявлено.

Наиболее ранние известные упоминания названия «Гнёздово» появились в судных делах 1640-х годов. После взятия Смоленска поляками в 1611 году и организации там епархии иезуитов Гнёздово к 1630-м годам становится центром епископского владения Петра Парчевского, который строит на Центральном городище свою усадьбу. Он организовал в Смоленске новую епархию, но конфликтовал с местными мещанами из-за сенокосных угодий, вследствие чего и появились упомянутые судебные декреты. А на левом берегу реки Днепр в Глушицах напротив Гнёздова сохранились остатки лагеря польского короля Владислава IV — временной стоянки, откуда он помогал осажденным в Смоленске полякам в 1632 году снимать осаду Михаила Шеина.

Еще одно упоминание есть в скандинавских источниках. Они локализуют в Верхнем Поднепровье одно из крупнейших поселений той эпохи. По предположению исследовательницы Татьяны Николаевны Джаксон, Гнёздово в то время называлось Сюрнес Гадр, то есть «укрепленное поселение на мысу реки Свинец». Центральное городище действительно расположено на мысу этой реки, и оно самое значимое в округе в IX–X веках.

— Расскажите об интересных находках в Гнёздове.

— Это, конечно, первые кириллические граффити «ГОРОУШНА» (ГОРОУХЩА, ГОРОУЩА ГОРОУНИА), процарапанные на византийской амфоре, которая была обнаружена в 1949 году при раскопках кургана Л-13 основателем постоянной экспедиции в Гнёздове Даниилом Антоновичем Авдусиным. В настоящее время считается, что курган относится к первой половине X века. А значение надписи неясно — есть версия о наименовании продукта или именной принадлежности. Кстати, в пойменной части Центрального поселения была найдена еще одна древняя надпись — в течение нескольких сезонов коллеги из Исторического музея собирали фрагменты другой амфоры, на которой обнаружили несколько букв. Более того, в одной из построек второй половины X века найдено два самых ранних писала: инструмента, которым писали на восковых табличках и берестяных грамотах. К сожалению, сами таблички или грамоты в условиях сухого слоя если и были, то не сохранились.

Кроме того, Гнёздово — уникальный памятник с точки зрения количества кладов середины X века. Как я уже говорил, начало изучения памятнику было положено с находки большого серебряного клада — во время строительства железной дороги в 1867 году. Эти потрясающие вещи несколько лет назад привозили из Эрмитажа в Исторический музей на выставку «Викинги. Путь на Восток». В целом в Гнёздове очень разный и насыщенный объектами культурный слой, и находок там много. Вещи, обнаруженные при раскопках, хранятся в четырех музеях: в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Смоленском государственном музее-заповеднике и Музее-заповеднике «Гнёздово».

В 90-е в Гнёздове был найден анаэробный (мокрый) культурный слой, и это большая удача, ведь аэробный (сухой) не сохраняет органику. В Новгороде Великом, например, уникальный мокрый слой, поэтому сохранилось так много находок из дерева, ткани, кожи. И хотя мы не можем копать большими площадями, все равно это приносит каждый сезон прекрасные результаты. В частности, удалось найти стволы деревьев и, опираясь на естественно-научные методы, очень точно датировать спилы и построить дендрохронологическую шкалу. Очень важным для установления точных датировок оказались обнаруженные в спилах «события Мияке» — феномены земной истории планетарного характера, названные по имени открывшей их японской аспирантки. Нам известно, в какие годы на солнце происходили особенно яркие вспышки: их следы соотносятся с определенным цифровым показателем, говорящим о скачке углерода-14 в древесных кольцах. Причем солнечные вспышки действуют на всю планету, поэтому их следы обнаруживаются и на далеком севере, и в американских секвойях. Так что, если вы находите в спиле дерева этот цифровой показатель, одинаковый в любой точке земного шара, вы получаете точную дату. События Мияке два раза обнаружены в спилах в Гнёздове: речь идет о вспышках, произошедших в 774–775 и 993–994 годах. Таким образом, у нас сместились датировки: раньше считалось, что Гнёздово появилось на рубеже IX–X веков, а теперь — в конце VIII — начале IX века.

Вообще Гнёздову повезло с исследователями: там работает большая объединенная команда Московского государственного университета, Государственного исторического музея и Музея-заповедника «Гнёздово». Свою научную и студенческую практику здесь проводят РГУ нефти и газа, ВШЭ, РГГУ, МГУ. Отдельные проекты реализует Институт археологии РАН. На территории Гнёздовского археологического комплекса в 2011 году был создан СОГБУК «Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово». Там есть музей под открытым небом «Гнёздовское поселение Х века» — реконструкция древних построек; ежегодно проводится фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры. Для аудитории реконструкторов эпохи викингов, а в России это самое массовое из сообществ реконструкторов, Гнёздово — культовое место. Поэтому так много людей приезжают к нам, пиарят наши мероприятия, стараются помочь.

— Как в этом году прошел археологический сезон?

— Наши коллеги из Государственного исторического музея продолжали исследовать портовую зону озера Бездонка, МГУ им. М. В. Ломоносова вернулся к исследованиям Центрального городища, а мы вместе с Сергеем Каиновым — моим коллегой из Исторического музея — продолжали многолетние исследования северо-восточной части Центрального поселения площадью около трех гектаров и Лесную курганную группу — самую крупную из сохранившихся: на момент первого подсчета курганов в 1923 году в ней насчитывалось не менее 1800 насыпей. Поначалу в 2017 году для территории селища мы не надеялись на исключительные находки, но потом обнаружили несколько монет из остатков клада, которые грабители подняли в 2000-е годы. Затем нашли вбитый по самую рукоятку меч: он оказался связан с разрушенным погребальным комплексом, который сверху был перекрыт культурным слоем поселения. Впоследствии нам удалось обнаружить, что на площади около 2,4 гектара располагалась целая разрушенная курганная группа, которая сейчас датируется в рамках последней четверти IX — середины X века. Количество уничтоженных курганов могло доходить до 100 штук. И в этом году мы продолжаем их исследование. Почему эти курганы были уничтожены жителями Гнёздова — загадка. Вероятно, это было сделано намеренно и по чьему-то приказу. Могильник разрушили вовсе не потому, что не хватало место для жизни: отдельные участки так и не были освоены поселением. В отдельных случаях погребения из разрушенных курганов аккуратно переносили и перезахоранивали, что делает эту картину еще более загадочной.

— Расскажите об этническом составе древнего населения Гнёздова.

— Оно было полиэтничным и поликонфессиональным. Вообще история раннего Средневековья — это успешное сотрудничество и сосуществование разных этнических и конфессиональных групп на основе экономического развития: то, что сегодня транслируется у нас на государственном уровне. В Гнёздове жили выходцы из Европы, финно-угры, славяне: с помощью археологии процентное соотношение установить не так легко, но считается, что скандинавского элемента в разных социальных группах в Гнёздове было около 30 процентов. Однако эти данные могут быть скорректированы, поскольку раскопано далеко не все. При этом надо понимать, что национальное самосознание и границы в современном нашем понимании появляются уже в XVII–XIX веках. На Руси приезжавшие люди не связывали себя национальными вопросами. Скандинав или кто-то другой приезжал сюда, брал в жены, например, местную славянскую девушку, вел с ней хозяйство — и воспринимал эту территорию как новую родину. Вообще на эту тему есть исследования в области ДНК, но к выводам я отношусь очень сдержанно.

— Почему? Здесь, кстати, применимы исследования гаплогрупп на основе общих признаков, которые передаются по мужской и по женской линиям?

— В целом да, но почему-то многим кажется, что гаплогруппы прямо связаны с этническим происхождением, хотя это не так. Гаплогруппа, если упрощенно, это некий код: у славян якобы есть некая общая гаплогруппа, однако этот код прослеживается вплоть до каменного века. Эти люди тоже были славянами? В какой момент они ими стали? Вопрос остается открытым. ДНК — довольно сложная тема, а работа с палеоДНК — еще более сложная для изучения и интерпретации. Мы пока не прошли процесс накопления данных настолько, чтобы можно было делать однозначные выводы. Это дело будущего.

— Какие методы используют археологи при раскопках?

— Мы стараемся использовать на разных этапах археологических работ современные неинвазивные (без раскопок) методы, которые позволяют изучать археологические объекты. Например, воздушное лазерное сканирование (LiDAR) — потрясающая технология, которая позволяет исследовать исторический ландшафт и находит самые разные памятники.

В чем суть этой технологии? На беспилотник, самолет, машину или даже на рюкзак за спину человека устанавливается лазерный сканер, который с помощью светового излучения и отражения снимает все вокруг и получает трехмерное облако точек. На этапе программной обработки убирают все лишнее — траву, деревья, дома — и оставляют только чистый ландшафт. На этих планах становятся видны даже незначительные перепады в рельефе в несколько сантиметров. Раньше мы не могли сделать для Гнёздова сводный план всех курганов, поскольку их более пяти тысяч, к тому же они находятся в лесу, заросли подлеском, кустарником и травой. Но в 2020 году при поддержке фонда «Таволга» и фонда Президентских грантов нам удалось при помощи этой технологии сделать сводный план за несколько дней. Это огромный прорыв. Нам даже удалось обнаружить участки с разрушенными и впоследствии распаханными курганами. И несмотря на незначительные изменения в ландшафте, мы смогли локализовать остатки насыпей, а потом и проверить их существование в ходе археологических раскопок.

Еще одним интересным направлением являются методы разведочной геофизики, с которыми нам активно уже более 10 лет помогает РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина. Эти методы позволяют заглянуть под землю и увидеть аномалии, которые отличаются от природного фона и являются потенциальными объектами для исследования. Таких основных геофизических методов в археологии используется несколько — магниторазведка, электроразведка, георадар, — и чаще всего они используются в сочетании друг с другом, что делает эту работу максимально эффективной.

К нам иногда приходят неравнодушные люди, желающие протестировать современное оборудование, поскольку они знают, что результаты будут обнародованы в конференциях, опубликованы в статьях: мы не положим их в стол. То есть Гнёздовский комплекс стал таким научным полигоном для исследования самых разных технологий. Подобный подход делает раскопки в Гнёздове историей, конкурентоспособной на мировом уровне. Мы высоко подняли планку и стараемся держать ее. Это, конечно, непросто: например, в прошлом году сгорел тахеометр, и нам пришлось собирать донаты на покупку нового — потому что копать хуже, чем раньше, без сопровождения цифровой фиксации мы уже не можем. В работе мы используем ручные сканеры и метод фотограмметрии, которые позволяют получать 3D-модели объектов и вещей. Эти методы позволяют получать огромную цифровую базу для исследованных объектов и лучше ее понимать и изучать.

3D-модели объектов и предметов становятся также частью виртуальной экспозиции на территории памятника. Наши раннесредневековые памятники чаще всего сейчас выглядят как поле или лес. На Руси не было масштабной каменной архитектуры, и люди не могут увидеть понятные руины, подобные тем, что оставил античный период. И чтобы объяснить ценность этого памятника, мы делаем объекты дополненной реальности, виртуальные 3D-музеи, которые выкладываем на сайт экспедиции. Люди могут увидеть процесс раскопок, результаты научного изучения, реконструкции и находки. Это один из способов привлечения внимания к памятнику и его сохранения.

— А у этой территории есть охранный статус?

— Гнёздовский археологический комплекс — это памятник федерального значения, на территории которого выявлено 16 объектов культурного значения разного характера. Мы стараемся привлечь к ним внимание — публикуем статьи, выступаем с лекциями, занимаемся популяризацией. На сайте археологической экспедиции есть большая библиотека, раздел с видео, фото, юридическими и прочими материалами. Мы ведем социальные сети, снимаем научно-популярные и образовательные ролики, фильмы для самой разной аудитории. Это позволяет вложить в полторы минуты важную и интересную информацию, а не просто развлечь публику.

Вообще научное сообщество всегда было немного закрытым: наши старшие коллеги не верили в популяризацию и относились к ней скептически. Если честно, то она действительно не всегда безобидна: ведь чем больше ты рассказываешь, тем больше информации даешь и «черным копателям», которые используют ее во вред памятникам.

— Как с ними бороться?

— Наверное, только на законодательном уровне. Например, полностью запретить использование металлодетекторов: сделать исключение только для археологических экспедиций и поисковых отрядов. Но хороши ли только подобные суровые меры? Не уверен. У нас есть положительные примеры, когда «черные копатели» бросают преступные дела и переходят на сторону научного познания, понимая, что наука — не про обогащение. Расскажу в связи с этим одну историю. Я опубликовал в ТikТоk некоторое количество роликов про Гнёздово, и один человек написал мне, что раньше занимался «черным копательством», ходил с металлодетектором, а потом посмотрел мой канал и решил оставить это дело, и передал металлодетектор в экспедицию. Я считаю, что только ради одной спасенной души стоило потратить два-три года на канал. Но надеюсь, что таких людей больше.

— Есть ли потенциал у Гнёздова стать крупным музейным комплексом под открытым небом?

— Да, в этом направлении уже несколько лет ведется работа со стороны музея-заповедника. Вообще, Гнёздовский археологический комплекс, в силу своего удобного положения с точки зрения транспортной доступности и близости к Смоленску, имеет огромный потенциал для туристического развития. Но, конечно, необходимо учитывать опыт проектов, который успешно реализован в России и за ее пределами, где основным объектом демонстрации становится исторический ландшафт и развитие доступной эко- и исторической среды. В любом случае эффективным кажется увеличение границ музея-заповедника, облагораживание, расчистка и бережное отношение к сохранившимся курганным группам, поселениям и Центральному городищу, создание новых маршрутов. Нам известно множество примеров того, как сделать памятник понятным без масштабной застройки и вторжения в хрупкую историческую среду: это и дополненная и виртуальная реальности, музеефикация ранее исследованных объектов в виде контуров и реконструкций, размещение информационных стендов. В любом случае очень хочется видеть развитие этих направлений в тесном сотрудничестве ученых, администрации, музейных работников и представителей бизнеса.

Фотографии предоставлены Василием Новиковым.