12.08.2021
— Олег Алексеевич, как, на ваш взгляд, музеи влияют на развитие территорий?
— Все зависит от той функции, которую музей выполняет. Музей, который лишь хранит предметы материальной культуры, вряд ли меняет территорию вокруг себя. Но если музей взял на себя миссию менять мир к лучшему, использовать все формы современной музейной активности, он может стать центром культуры, образования, развития. Особенно в маленьких российских городках и деревеньках. В этом смысле музеи — важнейший фактор развития территорий и с социокультурной, и с экономической точки зрения.
Более того, думаю, что музей способен стать «локомотивом» территории. Создавая музей, вы формируете задел на будущее минимум на одно поколение — это 25 лет. Вы всегда работаете с локальной историей, с местным сообществом, вместе с которым возрождаете память и развиваете территориальный бренд.
Историко-культурный центр «Вятское», например, стал градообразующим предприятием села Вятское. Из 1100 человек населения почти половина участвует в деятельности музея.
За десять лет село прошло большой путь: от неизвестной точки на карте России до туристического центра, который ежегодно посещают 300 тысяч туристов.
Вместе с музеем в село пришли и новые жилищно-бытовые условия: дороги, вода, канализация, интернет, освещение, благоустройство, детские и спортивные площадки.
Здесь важна не только материальная составляющая, но и духовная. Содержание жизни у людей стало другим. Гордость за свою малую родину стала для них основой и перспективой жизни.
— Расскажите, пожалуйста, как ученый-математик начал заниматься музейным бизнесом.
— Я родился в Ярославле, в обычной семье. Детство мое прошло так же, как и у других мальчишек того времени: детский сад, школа, олимпиады по математике, турпоходы, первая любовь. Все как у всех. Затем Ярославский государственный университет, математический факультет, на котором в то время работали выдающиеся математики МГУ. После университета служил в рядах Советской армии, на полигоне Академии химической защиты имени маршала Тимошенко. Полигон находился под Горьким, там занимались утилизацией химического оружия. Армия стала для меня не только школой жизни, но и дала знания, опыт и навыки, которые очень пригодились потом в сфере экологического предпринимательства, которым я занимаюсь уже четверть века.
Большую часть жизни я проработал в Академии наук СССР. В 1989 году, после того как защитил кандидатскую диссертацию в Физтехе у академика Валиева, основателя советской микроэлектроники, решил покинуть мир науки.
О музейной деятельности никогда и не думал, хотя предпосылки для этого, наверное, все же были. Коллекционирование меня привлекало, и всякие редкие механические штучки я потихоньку для себя собирал. Это были часы, музыкальные шкатулки и автоматы, разные политехнические диковины. Видимо, все должно было однажды срастись: возможности, интересы, амбиции, опыт и цель.
— Вы говорили, что попали в село Вятское случайно, приехали сюда в поисках загородного дома. Если бы дом нашелся не в этом селе, а, допустим, где-то по соседству, все сложилось бы так же? Или Вятское — особенное село, уникальное для России?
— Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Но я уверен, что любую, даже самую маленькую и самую удаленную местность можно превратить в культурно-исторический центр. В каждом местечке вы найдете столько интересных событий и фактов, персонажей и исторических личностей, что хватит на создание музея. Вот так богата и насыщенна наша история.
— В одном из ваших интервью прочитала, что вы не любите определение «проект» по отношению к Вятскому. Если это не проект, что тогда?
— Вятское для меня — это судьба. Это провидение, сигнал свыше, образ жизни. Но точно не проект. Проект — значит расчет, моделирование, анализ. Здесь такого никогда не было. В Вятском Бог меня вел и ведет каждый день моей жизни. Все, что я делаю в Вятском, делаю не для кого-то, а для себя. И от этой деятельности я получаю удовлетворение и ощущаю свою нужность.
— С чего вы начали восстановление деревни?
— Все началось с моего загородного дома, который оказался объектом культурного наследия. После его восстановления появилось желание оглянуться вокруг и увидеть все, казалось, уже окончательно утраченные архитектурные прелести села. Воображение дорисовывало образ некогда богатейшего села России.
Как-то жена сказала: «Представляешь, какая была бы красота, если наше село восстановить?» Она сказала и, видимо, забыла, а мне ее слова врезались в самое сердце. И какое-то время спустя я понял, что Вятское — это мое послушание.
Если говорить о том, что было восстановлено в первую очередь в масштабах села, то это было не здание, а монументы, и это не случайно. Памятники — важнейшая часть культуры, знаки, указывающие потомкам на значимые события нашего Отечества.
Первым в мае 2008 года вернули на место памятник Александру II Освободителю. Установленный в 1911 году в честь пятидесятилетия отмены крепостного права, бюст царя работы знаменитого скульптора Александра Опекушина после революции был заменен на бюст Карла Маркса. Нам удалось воссоздать точную копию утраченного опекушинского бюста и, заручившись поддержкой жителей села, установить на историческое место. К Дню Победы 2008 года был обновлен мемориал и памятник советскому солдату, установленный в 70-е годы прошлого века и с тех пор не ремонтировавшийся.
— За эти тринадцать лет вы восстановили около тридцати зданий. Что осталось сделать, чтобы вернуть Вятскому его масштаб и красоту?
— Впереди огромные планы, связанные как с восстановлением памятников архитектуры, так и с наполнением их новым содержанием. Уже в ближайшие годы хочу полностью восстановить красивейшие улицы села: 1-ю Набережную и улицу Первомайскую (бывший Урлов посад). Это пример классической застройки села Вятское: дома построены по красным линиям, фасад к фасаду. В планах восстановление второго храма — церкви Успения Пресвятой Богородицы, как архитектурной и духовной доминанты Вятского. Хочу также открыть интерактивные музеи «Музей истории кирпичного производства» и Музей «Свечной заводик», рассказать о старых технологиях производства. Лишь бы хватило времени, сил и денег.
— Ваш комплекс включает интереснейшие музеи, как они возникли?
— В основе всех музеев лежат мои личные коллекции. Хочу заметить, что в наших музейных фондах более 30 тысяч экспонатов. Большая часть из них зарегистрирована в Музейном фонде Российской Федерации, что свидетельствует о высоком качестве нашей музейной коллекции и признании их культурным достоянием страны.
У нас есть уникальные экспонаты, например, орган братьев Бруггеров — в России их четыре, и только в нашем селе он действующий. В Вятском вы можете увидеть одну из лучших коллекций в Европе музыкальных и часовых механизмов.
Музейный комплекс нашего села создавался в тандеме с блестящим профессионалом музейного дела Еленой Андреевной Анкудиновой и с местным сообществом. Когда открывался первый музей Вятского, посвященный истории села и его жителям (Музей русской предприимчивости, или «Истории села, которое хотело стать городом»), жители приносили вещи, принадлежавшие их предкам. Все они нашли место в экспозициях. В последнее время нам преподносят много разных даров, и это радует, поскольку свидетельствует о том, что мы вовлекаем в орбиту музейного подвижничества новых людей.
— Вы планировали открыть за пределами Вятского, в Рыбинске, музей истории русского старообрядчества. Это потрясающая тема, еще недавно закрытая, но очень важная для России. Как вы вышли на эту тему, кто вам помогает в организации музея?
— Историко-культурный комплекс «Вятское» уже достаточно давно вышел за пределы села Вятское. У нас действуют два филиала в Ярославле: Музей современного искусства «Дом муз» и Музей новой хронологии. Отреставрирована часовня — родовая усыпальница Некрасовых в селе Аббакумцево, и включена в туристический маршрут «Некрасовская Русь». Развивается интересная музейная история в Ростове Великом и Рыбинске. Таким образом, создается целая музейная сеть ИКК «Вятское».
В Рыбинске выбор тематики музея не случаен. Во-первых, Рыбинск — купеческий город, в становлении которого огромнейшую роль, впрочем, как и во всей России, сыграл старообрядческий капитал. Во-вторых, усадьба Наумовых, в которой будет размещен музей, до революции принадлежала купцам-старообрядцам. В-третьих, старообрядчество — это наши корни, истоки, которые, к сожалению, забыты или просто стерты из нашей памяти. В-четвертых, в селе Вятское веками мирно сосуществовали и существуют и сейчас и традиционное православие, и старообрядчество. Старообрядческая Успенская церковь в Вятском имеет большой приход, каждый год проходит крестный ход, посвященный памяти святителя Иринарха, местночтимого святого Ярославской и Костромской епархии.
— В этом году исполняется 200 лет вашему великому земляку, русскому поэту Некрасову. Как вы отмечаете юбилей?
— Для нас 200-летие Николая Алексеевича Некрасова — знаковое событие. Семь лет назад мы инициировали указ президента РФ о праздновании юбилея поэта, и все последующие годы планомерно шли к этой дате.
Дважды в год мы проводим летние и зимние сессии фестиваля «Дни Некрасова в Вятском» под девизом «Мне на Руси жить хорошо!». На наши фестивали приезжают выдающиеся деятели культуры и искусства, поэты, писатели, художники. Фестиваль — это всегда большой праздник для Ярославской области.
За это время мы восстановили родовую усыпальницу Некрасовых и могилу матери поэта в селе Аббакумцево близ Вятского. Установили памятник Некрасову работы скульптора Елены Пасхиной в нашем селе, которое поэт запечатлел в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Памятник расположен около художественной галереи имени Некрасова. Открыли тематический мультимедийный ресторан «Некрасов», в котором экспонируется выставка работ с наших пленэров, посвященных творчеству поэта. Издали несколько книг о великом русском поэте, в том числе факсимильное издание «Грешневская тетрадь».
В день празднования 200-летия Николая Алексеевича мы покажем нашим гостям новый документальный фильм о Некрасове, пройдет премьера на летней ретро-эстраде нашего совместного проекта с театром драмы имени Федора Волкова — рок-оперы «От Некрасова до Некрасова». Так что приглашаем всех 4 июля к нам в Вятское на День поэзии. Уверяю, будет очень интересно!
— Вы говорили, что лично курируете конкурс молодых музыкантов, который проходит у вас в Вятском при участии Любови Казарновской. Это значит, что он особенно важен для вас?
— Для меня в Вятском все важно, нет проходных мероприятий. Но особенно ответственно подхожу к организации конкурса молодых исполнителей «Вятское». Во-первых, он носит международный статус, и к нам приезжают юные дарования и члены жюри со всего мира. А во-вторых, конкурс вот уже пять лет поддерживается Фондом президентских грантов. Любовь Юрьевна Казарновская, как инициатор, вдохновитель и президент конкурса, делает все, чтобы он проходил на самом высоком профессиональном уровне. Каждый год она поднимает планку все выше и выше. До 400 участников ежегодно собирается на наш конкурс. Очень хочу, чтобы он продолжался все дольше и дольше.
— На фестивале частных музеев в Москве вы рассказывали, что сотрудничаете с Большим театром, с крупными государственными институциями.
— Вы знаете, это очень интересный феномен, когда крупные государственные учреждения с большим энтузиазмом откликаются на работу с нами по совместным проектам. Видимо, не только они нужны и полезны нам, но и мы им.
У нас заключены соглашения о совместной деятельности с Большим театром, Первым русским театром драмы имени Федора Волкова, Российской академией художеств, Государственным историческим музеем, «Союзмультфильмом», Большим московским цирком. Не буду скрывать, для нас это большая честь, но рискну предположить, что мы также даем нашим партнерам новое творческое наполнение.
В этом году в Вятском планируется много совместных мероприятий. Большой театр представит уникальную выставку костюмов своих легендарных спектаклей и привезет молодежную труппу, которая выступит с концертом.
С Государственным историческим музеем мы совместно проведем выставку старообрядческих книг. Сейчас в нашем выставочном зале экспонируется выставка кукол мультипликационного фильма «Гофманиада» киностудии «Союзмультфильм», созданных по эскизам Михаила Шемякина. А летом откроем парк скульптур героев популярных советских мультиков. Ежегодно проводим совместные пленэры и выставки с Российской академией художеств. А на День села в последнюю субботу июля с Большим московским цирком устроим парад-алле и ждем выступления команды КВН московских цирков.
— Вятское официально признано самым красивым селом России, этот статус ему присвоила Федерация красивых деревень мира...
— Впервые Ассоциацию самых красивых деревень организовали во Франции в 80-х годах прошлого века с целью сохранения культурного наследия небольших сел и городков и привлечения внимания туристов. Сегодня это превратилось в целое движение по всему миру. Мы очень горды, что Вятское стало первым членом Ассоциации самых красивых городков и деревень России. Более того, у нас располагается штаб-квартира российской ассоциации. А это накладывает большую ответственность. Ведь теперь мы обязаны не только соответствовать очень жестким критериям, но и проводить обучающие семинары и мастер-классы для поселений — кандидатов в члены ассоциации.
— Пытается ли кто-нибудь повторить ваш опыт в России?
— Да, и в последнее время все чаще и чаще. Может быть, не в таком широком формате, но по созданию частных музеев в небольших городках и деревнях мы оказываем консультационную и методологическую помощь. Я бы даже сказал, что это новый тренд нашей страны. А это не может не радовать, значит, растет интерес к истории, к своей малой родине, возрастает самосознание и гордость, а не «бюджетный патриотизм».
— Планируете ли вы строить новые гостиницы, вообще расширять туристическую инфраструктуру? Или это изменит жизнь в Вятском не в лучшую сторону?
— В последние три года Историко-культурный комплекс «Вятское» посещает 300 тысяч туристов в год. Это критическая масса, которую мы можем принять. Не надо забывать, что мы располагаемся не за забором, а в «живом» селе, где живет и работает местное население. Увеличение туристского потока приведет к дискомфорту и сельчан, и туристов. Поэтому сегодня можно говорить только об улучшении сервиса, но без увеличения количества туристов.
— Насколько успешен ваш проект с финансовой точки зрения?
— Конечно, говорить о рентабельности, прибыльности и окупаемости в привычном понимании не приходится. Я изначально предполагал, что вернуть инвестиции в полном объеме не удастся. Ведь кроме создания туристской инфраструктуры, покупки и реставрации музейных экспонатов, осуществления научно-исследовательской и краеведческой деятельности, на наших плечах находится все коммунальное обеспечение села, уборка территории, содержание дорог, благоустройство и освещение улиц, видеонаблюдение в селе и так далее. Мы не получаем никаких дотаций из бюджета, не имеем государственной поддержки. Мы платим налоги и осуществляем коммунальные платежи как обычная коммерческая структура.
Но тем не менее последние пять лет деятельность ИКК «Вятское» самодостаточна. То есть содержание оперативной деятельности не требует дотаций с моей стороны. Все это показывает, что музейная деятельность может быть эффективной с экономической точки зрения, и не надо государственным музеям постоянно кивать на нехватку бюджетного финансирования. Видимо, поэтому нас и не любят наши бюджетные коллеги.
— Каким вы видите Вятское через десять лет? То есть каким бы вы хотели его видеть?
— Самым красивым селом мира! Шучу! Но уверен, что это будет очень современное село, в котором будут восстановлены все 54 объекта культурного наследия с комфортными условиями проживания гостей и жителей села Вятское.
Что же касается ИКК «Вятское», то все же верю, что мы создадим музейную сеть, которая охватит Ярославль, Ростов Великий, Рыбинск, Переславль, Углич, Владимир с опорными центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Такой сетевой подход в музейной деятельности позволит ритмично распределять и управлять туристскими потоками, регулировать загрузки музейных и гостиничных комплексов, исключить сезонность работы.
И через 10 лет хочу встретить свой 70-летний юбилей в кругу большого числа друзей Вятского!
Фотографии предоставлены ИКК "Вятское".