Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
28.04.2020
Художник создал Telegram-канал, посвященный хронике эпохи пандемии.
Евгений Русак завел Telegram-канал Coronavirus Art в конце марта: чтобы, как сам признается, фиксировать изменения, происходящие в Москве и, шире, в мире. Его герои — прохожие в медицинских масках, новой городской «униформе», а также врачи и дезинфекторы. В основном Русак публикует рисунки, выполненные пастелью, сохраняющие ощущение репортажности, сиюминутности. А также выкладывает работы зарубежных авторов, позволяющие почувствовать дух времени. «Культура» побеседовала с художником.
— Вы запустили Telegram-канал за несколько дней до введения режима самоизоляции. Уже тогда понимали, что нынешняя ситуация — всерьез и надолго?
— В принципе, да: было очевидно, что нас всех это коснется. В том числе наложит отпечаток на изобразительное искусство и на культуру в целом. По сути, это первая пандемия «в прямом эфире». Конечно, можно было взять камеру и попробовать фотографировать. Но рисовать интереснее: ты пропускаешь происходящее через себя. Публикую в Telegram-канале карандашные, пастельные рисунки. Может быть, по этим эскизам напишу что-нибудь маслом. Я и сайт небольшой сделал, но кто сейчас их читает. Ленту соцсетей листать удобнее.
— Вы делаете зарисовки с натуры, а потом дорабатываете в мастерской? Как люди реагируют на внимание художника?
— Реагируют просто отвратительно (смеется). У нас не любят, когда их рисуют. Вне зависимости от возраста: и молодые, и те, кто постарше. Если не замечают — тогда все нормально. Мастерской у меня никогда не было — я не состоял в творческих союзах, ничего от них не получал. Делаю скетч, а потом дорабатываю, где придется, хоть дома, хоть в каком-нибудь углу, на лестнице.
— Вы рисуете не только прохожих, но и врачей. Как они относятся?
— В последний месяц из-за травмы часто ездил в больницу. В том же институте Склифосовского, например, было тихо. Пустой приемный покой. Все без сутолоки и истерик. Врачи спокойные. Они более-менее нормально относятся к рисункам.
— Вы публикуете и чужие работы?
— Да, мне присылают из разных стран. В Китае, например, очень серьезно подошли к теме. Медицинские бригады, которые формировали для отправки в Ухань, были «укомплектованы» художниками — «репортажниками» и не только. Подключились даже руководители местного аналога Союза художников. Врачей — «героев в белых халатах» — в Китае изображают как спасителей. Большинство авторов используют героические образы. Восхваляют бригады, работавшие в Ухане, а также людей, сидевших дома. Есть и сатирические вещи: в частности, высмеивают тех, кто ел летучих мышей. Но главная установка — «мы победили». На организацию всего этого было выделено достаточно средств, проводились конкурсы практически по всей стране. Из произведений на тему пандемии сделали огромный сегмент. Больше нигде такого не было. Во Вьетнаме, впрочем, любопытная ситуация: там «подтянули» художников, которые еще в 60-е рисовали плакаты на военную тему. И это тоже «выстрелило».
— А что в Европе?
— Между Западом и Востоком в этом смысле огромная разница. Абсолютно разные культуры, а также законы, по которым живет общество. Отсюда — другие подходы к теме. В Европе мало позитивных образов: упор делается на сатиру, насмешку. Популярные жанры — комиксы и карикатуры. Художники высмеивают американизацию, разобщенность Европы. Главный герой большинства карикатур — Дональд Трамп. Например, известная работа словацкого художника Мариана Каменски, ныне живущего в Австрии. Он изобразил, как Трамп и Си Цзиньпин обвиняют друг друга в создании коронавируса: «Made in China» — «Made in USA». До этого главным «героем» была туалетная бумага. Пример — граффити в Берлине, где Голлум, прижимая к груди рулоны туалетной бумаги, шепчет: «Моя прелесть». В общем, много иронии и шуток, высмеивания ситуации. При этом врачам посвящено одно произведение из тридцати. Мало кто из художников серьезно подходит к этой теме. Ситуация, по сути, превращается в карнавал: аплодисменты медикам, сетевые концерты через ZOOM.
— А у нас?
— Пока в России нет какого-то единого движения. Художники работают сами по себе. Образы в целом довольно мрачные. Плакатисты могли бы выступить неплохо. А вот репортажные зарисовки в нашей стране не прижились. Но ведь без эскизов не бывает масла… Значит, и больших картин не стоит ждать. И очень жаль. Что будет дальше? В Китае во время жесткого карантина все медиа были «заточены» под тему эпидемии. А потом людям надоело до тошноты. И с главных страниц медиаресурсов коронавирус стал постепенно исчезать,при том, что карантинные меры до конца не сняли. Просто о них перестали читать. У нас сейчас переломный момент. К началу мая, мне кажется, люди устанут от самоизоляции. Однако режим придется соблюдать. Посмотрим, что будут изображать художники. Тем более, времени хватает, куда спешить. Понятно, что раньше лета выставок не будет. Потом, когда все завершится, попробуем собрать контент. Может быть, договоримся с кем-нибудь из китайских или европейских авторов. И постараемся сделать выставку.