25.09.2019
Шведская школьница Грета Тунберг — впрочем, школьницей ее можно назвать лишь условно, ибо суть ее борьбы как раз в том, что в школу она не ходит и других к тому же призывает — в свои шестнадцать лет приобрела большую известность и стяжала многочисленные почести. Посол совести от «Международной амнистии», Женщина года в Швеции, одна из сотни самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, желанный гость в Ватикане, на Давосском форуме, а ныне также и в штаб-квартире ООН.
Там она произнесла речь, в которой от имени молодежи и подростков обличила нынешних политиков. «Вы украли мои мечты и детство своими пустыми словами. Люди страдают, люди умирают, целые экосистемы рушатся, начинается массовое вымирание. Мы начинаем понимать, что вы предатели. Взоры будущих поколений обращены к вам. Если вы нас обманете, мы никогда этого не простим. Мир просыпается. Перемены наступают, хотите вы этого или нет», — говорила она с перекошенным от злобы лицом, а Эмманюэль Макрон и Ангела Меркель умильно слушали.
Как всегда, одни пребывали в состоянии массового экстаза, граничащего с массовым психозом, на других выступление «зеленой» активистки производило гнетущее впечатление. Девочка явно нездорова. А описание ее чудодейственных способностей — «Грета Тунберг — пророк нашего времени!.. Она полностью сравнима с библейскими пророками», «Грета принадлежит к тому малому числу людей, что могут видеть углекислый газ невооруженным глазом», «Иисус избрал Грету Тунберг в свои преемники» — данное впечатление только усугубляет.
Отчасти это можно сравнить с хилиастическими сектами времен разложения Римской империи, отчасти с пастушком Стефаном, возглавившим в 1212 году крестовый поход детей. Предполагалось, что чистые сердцем чада беспрепятственно сумеют овладеть Святой Землей. Какое-то количество детей сумело добраться до Марселя, где купцы-благотворители Ферреус и Поркус (предшественники купца Сороса), предоставив им корабли, отвезли детей не в Святую Землю, а в Алжир и продали в рабство.
Но есть и литературная аналогия. В сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» главным героем был особенный ребенок — карла с непропорционально большой головой и необычайно злобным нравом. Сжалившись над ним, фея наделила его даром казаться в глазах окружающих умницей, красавцем и вместилищем различных талантов. Когда он говорил, то вместо озлобленного сиплого крика все слышали благозвучный голос, изрекавший необычайно мудрые истины. Восхищенный князь Пафнутий сделал его хоть и не Послом Совести, но вроде того — первым министром и кавалером ордена Зелено-Пятнистого тигра. Однако, когда обиженные Циннобером вырвали из его шевелюры три волшебных волоска, чары рассеялись — и все увидели, что перед ними не идеальный герой, а всего лишь отвратительный альраун, т. е. уродец, которым злые эльфы подменили похищенного ими ребенка.
Мифологический образ альрауна (нем. Wechselbalg) родился под впечатлением от особенных детей, чью специфику было принято приписывать козням нечистой силы. Ныне, когда люди не верят в дьявольщину, особенности Посла Совести описываются длинным диагнозом — «синдром Аспергера (аутистическая психопатия), обсессивно-компульсивное расстройство (наследственное психическое заболевание, характеризующееся навязчивыми мыслями, патологическими страхами, навязчивыми и утомительными одинаковыми действиями), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), селективный мутизм (постоянная неспособность разговаривать в особых социальных ситуациях)».
История очень печальная. При разумном и внимательном уходе можно отчасти купировать симптомы заболевания и способствовать большей социализации особенного ребенка, но полное излечение невозможно. Шарль де Голль, дочь которого родилась особенной, был любящим отцом, постоянно возившимся с нею. Когда в двадцать лет она умерла, генерал сказал жене стоическую фразу: «Не плачьте, Ивонна, наша дочь теперь такая же, как все».
А можно, напротив, всячески потакать больному ребенку, делать вид (или даже искренне верить), что все гадости и глупости, которые делает он, есть признак особой избранности, и изо всех сил взращивать чудовище. Грету Цахес, по прозванию Циннобер.
Причем примета нашего времени в том, что прежде для этого необходимо было какое-то волшебство. Сам по себе маленький альраун был способен вызвать жалость, страх, отвращение — но никак не восхищение и преклонение. Без чудесного вмешательства феи Розабельверде, обеспечившей необходимый оптический обман, ничего не выходило.
Теперь все проще. Оптика прогрессивного общества настолько деформирована, что альраун и в своем натуральном виде представляется воплощением мудрости и добра — вмешательства волшебных сил больше не требуется.
Силы прогресса стали иммунодефицитными донельзя. В этом — пугающий урок Греты Цахес.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции