«Не бывает «опасных пород», бывают опасные хозяева»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

18.07.2019

«Культура» обратилась за комментарием к главе Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову.

культура: Дебаты по поводу списка потенциально опасных пород собак продолжаются. С чем, на Ваш взгляд, связан новый виток?
Бурматов: Я считаю, это просто рассогласованность в правительстве. На площадке Комитета Госдумы по экологии мы уже несколько раз приходили к единому мнению: список должен быть минимальным, в него должны входить не более 13 пород, которые действительно могут представлять определенную угрозу, если с ними соответствующим образом не заниматься, не тренировать и не воспитывать. В основном это так называемые «бойцовые» породы, выведенные для конкретных целей. Это общемировая практика. Больше того, закон не накладывает каких-то ограничений на самих животных, ответственность целиком и полностью лежит на владельцах: собаку нужно водить в наморднике, ошейнике и на поводке. Моя позиция хорошо известна: не бывает опасных собак, бывают опасные хозяева, которые неправильно воспитывают и содержат своих питомцев. Это как с машинами. Автомобиль какой марки опаснее для пешехода? Ответ очевиден: у которого дурной водитель. С собаками та же история.

Но несмотря на принятое ранее решение, на результаты слушаний и круглых столов, которые мы проводили с участием экспертов — кинологических федераций, ученых, ветеринаров, общественников — и федеральных органов исполнительной власти, возникают какие-то другие списки из 39, 50, 60 пород. Все они не выдерживают никакой критики. Когда специалисты начинают их анализировать, выясняется, что там указаны породы, которых вообще в природе не существует, а также те, что априори не могут считаться опасными.

К сожалению, идет искусственное затягивание принятия перечня, а также срыв сроков исполнения постановления Госдумы, которое должно было быть исполнено еще 24 июня. Не понимаю, кому это может быть выгодно.

культура: Как Вы относитесь к идее постановки домашних животных на учет? Многих беспокоит вопрос, будет ли чипирование платным и обязательным?
Бурматов: Я считаю, что всех животных надо учитывать, проводить их идентификацию и регистрацию. Это не обязательно должно делаться с помощью чипирования. У меня, допустим, собака не имеет чипа, она носит бирку, мне так удобнее. В некоторых кинологических федерациях принято делать животному татуировку. Вариантов множество. Это на выбор самого владельца. В любом случае регистрация, то есть получение идентификационного номера, должна быть бесплатной, чтобы не вынуждать людей, у которых не много денег, избавляться от животных.

культура: То есть такая мера, скорее, для защиты самих питомцев?
Бурматов: Конечно. Чтобы их не выбрасывали, чтобы они не терялись. Например, я, как любой нормальный и ответственный человек, собаку никогда не выброшу, но, если она вдруг потеряется, у нее на шее висит бирка с моим номером телефона и ее именем.

культура: Не могли бы рассказать о своем питомце, кто она и как появилась в Вашем доме?
Бурматов: Это дворняга, ее зовут Белка, она ко мне попала из приюта. Это один из моих подшефных приютов, их у меня уже четыре, строится пятый. Когда я ее увидел, то просто не смог без нее уехать. Она перенесла, к сожалению, две операции, потому что до того как попасть в приют, стала жертвой живодеров: какие-то малолетние изверги пытались насмерть забить ее палками, в результате чего она лишилась почки и у нее началось воспаление мышцы спины. При этом она самая умная, самая добрая из всех собак, которых я встречал. Сегодня она всеобщая любимица. Она стала лицом нашего проекта «Не покупай — возьми из приюта», популяризирующего пристройство приютских собак в добрые руки. Ее морда красуется на футболках, которые мы дарим участникам акции. Подобные методы помогают и найти животным дом, и приюты разгрузить.