27.01.2013
Нечаева окончила филфак, преподавала в школе русский язык и литературу. Пока всю ее жизнь не изменила неожиданно проснувшаяся генетическая память.
— Откуда-то появилось странное воспоминание о том, как я вывожу кувшин, вытягиваю горлышко, кручу ногой гончарный круг, — говорит Нечаева. — Стала расспрашивать маму и узнала, что мой прадед был гончаром...
Ему, Федьке Горшене, в работе помогали и дети, и внуки — глину во дворе месили всей семьей. В яму складывали горшки, между ними — слепленные игрушки, сверху дрова. Импровизированная печь топилась всю ночь. Денег на дорогую глазурь не было, поэтому горячие горшки дед Федор опускал в ведро с молоком.
К этой ныне забытой технике декорирования керамики, дающей удивительную игру цветов, Наталья обратится через несколько лет после «воспоминания». А пока по-прежнему будет преподавать в школе, летом вести кружок лепки из глины в лагере «Чайка». Каждый сезон там находились дети, которые до слез скучали по дому. Вожатые приводили их к Нечаевой: «Пойдешь к Наталье Николаевне, тогда точно не уедешь». Там они лепили из глины, пили чай, пели песни под гитару. А потом пораженные родители заявляли: «На следующий год мы обязательно достанем путевку, чтобы попасть к вам на занятия».
В конце концов, то, что изначально было увлечением, затянуло полностью. И Наталья Нечаева ушла из школы. Стала вести студию керамики.
Увлечение литературой тоже никуда не делось. Более того, две любимые вещи получилось соединить. Так появилась «литературная керамика», которая, развивая мелкую моторику, помогает становлению речи ребенка. Сначала Нечаева написала программу «Сказочный кувшинчик», рассчитанную на детей среднего возраста. Потом еще одну, для малышей — «Сказка своими руками».
Казалось бы, что общего между керамикой и литературой? И то и другое — сотворение чего-то, доселе не существовавшего. Детям, растущим на всем готовом, заранее кем-то придуманном, предлагается своими руками создать настоящую сказку, а потом рассказать ее.
Ее ученики регулярно собирают призы — на литературных состязаниях и конкурсах декоративно-прикладного искусства. Но не это главное. На занятиях происходят настоящие чудеса: куда-то девается обычное для современных детей неумение говорить, из речи исчезают сленговые словечки и полуругательства.
Каждый год дети, занимающиеся у Нечаевой, делают вместе с родителями открытки и дарят на праздники одиноким пожилым людям, приходят к ним в гости.
Один ветеран как-то сказал: «Ребята, запомните то, что вам рассказывают. Мы — последние участники той войны, потом о ней никто так не расскажет. Передайте услышанное своим внукам». Старик поведал, как в 17 лет пошел на фронт, как тяжело было убивать первого фашиста — его он заколол штыком. Ветерана слушали, затаив дыхание, — от обычного подросткового цинизма не осталось и следа.
Несколько раз ребятишки отдавали свои работы в приют для бездомных животных. На деньги от продажи керамических зверьков ветеринары покупали для своих подопечных корм.
Второклассница Настя Кузнецова достает из сумки двух слепленных из пластилина зеленых мышей. Поясняет:
— Это мыши, и они замужем. Потому что мальчик-мыш — с букетом, а мышка-девочка — с яичницей.
Спрашиваю у Насти, кого она любит лепить. Девчушка задумывается.
— Мышей, зайцев, ежиков — всех. Я весь мир люблю.
— Я тоже! — тут же заявляет ее соседка Лера.
В бумажном царстве — среди обязательных для учителей отчетов, где в глазах рябит от цифр, нелегко оставаться живым человеком. Нечаевой это удалось. Ничуть не лукавя, она говорит: «Педагог — главный человек в обществе, тот, кто создает будущее. Мне всегда нравилась фраза Салтыкова-Щедрина о том, что мир изменится, когда каждый на своем месте будет честно делать свое дело.