Видимость нулевая

Владимир ТУЧКОВ

04.07.2019

1 июля в Баренцевом море произошла трагедия, каких в российских Вооруженных силах не было уже давно. На научно-исследовательском глубоководном аппарате вспыхнул пожар, погибли 14 моряков. Глава Минобороны Сергей Шойгу по поручению президента срочно вылетел в Североморск, чтобы разобраться в причинах, поддержать выживших и раненых подводников, но в первую очередь — семьи их погибших товарищей.

Что мы знаем о пожаре на глубоководном аппарате? Пожаре, стоившем жизни четырнадцати морским офицерам? К сожалению, совсем немного. И скорее всего, даже после окончания расследования наша осведомленность относительно причин трагедии не расширится — у властей военного ведомства для этого, конечно же, есть серьезные основания.

Дело в строжайшей секретности, распространяющейся и на сам аппарат, и на вмененные ему задачи, и на те работы, которыми он занимался в Баренцевом море, когда произошло возгорание. Атомная глубоководная станция приписана к Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ, самому засекреченному ведомству не только на флоте, но и во всех Вооруженных силах России. Не случайно ГУГИ называют еще «военной разведкой».

Обычно экипаж этой станции составляет 25 человек. Все — офицеры. 1 июля в борьбе с огнем погибло больше половины личного состава. Пятерых доставили в госпиталь Североморска с отравлением продуктами горения. Предельно ясно, что все, служившие на АС-31, были не только высококлассными профессионалами, но и героическими людьми. Сергей Шойгу сообщил, что «моряки-подводники из отсека, охваченного огнем, в первую очередь эвакуировали гражданского представителя промышленности, задраили за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара по всему глубоководному аппарату. А сами до конца боролись за живучесть корабля. Ценой своей жизни спасли своих товарищей».

Сейчас многие ветераны подводного флота бросились гадать о причинах трагедии. Говорят, что теоретически возгорание на станции может произойти из-за использования приборов, неисправных по электрической части. Или при превышении в атмосфере содержания кислорода. Среди вероятных предпосылок назывались и возможные недоработки создателей, то есть конструктивные ошибки... Кое-где появляются даже зарисовки станции, а то и фотографии. Можно ли им верить? Вряд ли. Ведь подобные аппараты спускаются на воду в присутствии представителей ГУГИ, разработчиков и коллектива, участвовавшего в постройке. Причем практически всем им необходимо иметь первую форму допуска к секретным материалам.

Известно лишь, что корпус данной «малогабаритной» подводной лодки изготовлен из титана и имеет длину порядка 70 метров. Максимальная глубина погружения — 6 тысяч метров. Основательнее опускался только батискаф Жака Пиккара, обследовавший Марианскую впадину. АС-31 работал на недостижимых для современных субмарин глубинах, как говорится, «при нулевой видимости». Его невозможно было обнаружить при помощи сверхчувствительных сонаров и достать каким-либо оружием. В то же время сам аппарат оружием не оснащен. У него имеется только несколько манипуляторов различной функциональности, необходимых для проведения разведывательных и диверсионных операций. По сути, это и есть его оружие, по эффективности многократно превосходившее самые новые торпеды и противокорабельные ракеты.

АС-31 обладает определенной автономностью благодаря использованию портативной атомной двигательной установки. Однако к месту операции его доставляла в своем чреве «полноформатная» субмарина, поскольку скорость подводного хода у самой станции невелика. К тому же, и это опять же предположение, место для размещения средств поддержания жизнедеятельности внутри аппарата не так уж и велико. Он под завязку набит специальной аппаратурой.

Что мы знаем совершенно точно, так это имена героев, ценой своей жизни повышавших обороноспособность страны и охранявших покой ее граждан.


— капитан первого ранга Денис Долонский — Герой России;
— капитан первого ранга Николай Филин — Герой России;
— капитан первого ранга Владимир Абанкин;
— капитан первого ранга Андрей Воскресенский;
— капитан первого ранга Константин Иванов;
— капитан первого ранга Денис Опарин;
— капитан первого ранга Константин Сомов;
— капитан второго ранга Александр Авдонин;
— капитан второго ранга Сергей Данильченко;
— капитан второго ранга Дмитрий Соловьев;
— подполковник медицинской службы Александр Васильев;
— капитан третьего ранга Виктор Кузьмин;
— капитан третьего ранга Владимир Сухиничев
;
— капитан-лейтенант Михаил Дубков.

Эти люди отдали жизнь в борьбе за правду, добытую на максимальной глубине. Вечная им память и слава!



Фото на анонсе: Сергей Ещенко/РИА Новости