Владимир Путин: «Результаты должны чувствоваться уже сейчас»

20.06.2019

Семнадцатая по счету «Прямая линия с Владимиром Путиным» проходила в формате, опробованном в прошлом году. Вопросы от граждан, поступающие в студию, президент время от времени переадресовывал подчиненным, отвечающим за ту или иную сферу. Поэтому члены правительства и главы регионов находились на своих рабочих местах, готовые в любой момент выйти в прямой эфир.

Всего Путину было задано свыше 2 млн вопросов. Людей сегодня интересует ситуация в экономике и западные санкции, зарплаты военнослужащих и доходы населения в целом, пенсионное обеспечение, пособия малоимущим и семьям с детьми, высокотехнологичная медицина и реформа здравоохранения, сельское хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, включая сравнительно новые проблемы — сбор и переработку мусора. Президент анонсировал ряд мер, призванных улучшить жизнь россиян уже в текущем году. «Культура» выбрала из ответов российского лидера те, которые показались особенно яркими или концептуальными.  

О нацпроектах

Чтобы добиться максимального результата для наших граждан, для развития экономики, мы организовали работу в рамках национальных проектов. Конечная цель заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и поднять уровень жизни людей, обеспечить безопасность государства на длительную историческую перспективу...

По каждому направлению есть индикаторы, которых мы должны добиться. И разумеется, я буду оценивать работу своих коллег по тому, чего нам удастся добиться.

Результаты должны чувствоваться уже сейчас, в этом году, в следующем и так далее. Это должно отражаться и на уровне доходов, и на заработных платах. Мы видим, что проблемы есть, но и тенденции положительные тоже имеются.

О западных санкциях и импортозамещении

По экспертным данным, в результате всех этих рестрикций (ограничений) Россия, начиная с 2014 года, где-то недополучила около 50 миллиардов долларов, Евросоюз потерял 240 миллиардов долларов, США — 17 миллиардов долларов (у нас с ними небольшой торговый оборот), Япония — 27 миллиардов долларов. Все отражается на рабочих местах в этих странах: они теряют наш рынок.

Но кое-что мы и получили. Во-первых, мы должны были (и мы это сделали) включить мозги по поводу того, что нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики... Это заставило развивать даже те направления, где раньше у нас не хватало компетенции. Допустим, в РСФСР (в Советском Союзе) и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, закупали за границей.

Оказалось, что недостаточно уметь производить двигатели вообще, а морские двигатели — это особая история, отдельная наука, отрасль, компетенция.

Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причем не только не уступающие, но в чем-то превосходящие западные аналоги, а также по очень многим другим направлениям — например, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, я уже не говорю про сельское хозяйство.

Если бы мне, да и каждому из здесь сидящих в зале 10 лет назад сказали, что мы будем экспортировать, как в прошлом году, сельхозпродукции на 25,7 миллиарда долларов, мы бы рассмеялись в лицо тому, кто это сказал. Пожали бы руку и сказали: «Спасибо вам за добрые, но неисполнимые намерения».

Сегодня это факт, и, больше того, мы стремимся к тому, чтобы к 2024 году сельхозэкспорт составил уже 45 миллиардов долларов. Так что по многим направлениям это нас мобилизовало.

О глобальной конкуренции

Атака на Huawei: откуда она взялась и в чем смысл? Смысл только в одном — в сдерживании развития Китая, который стал глобальным конкурентом другой державы — Соединенных Штатов. То же самое происходит в отношении России, и будет происходить дальше. Поэтому если мы хотим занять достойное нас место под солнцем, мы должны просто становиться сильнее, в том числе и, прежде всего, в сфере экономики.

О лихих 90-х

За это время у нас полностью развалилась социальная сфера, промышленность, мы утратили оборонку, мы практически развалили Вооруженные Силы, довели до гражданской войны, до кровопролития на Кавказе, и поставили страну на грань утраты суверенитета и развала — надо прямо об этом сказать. Конечно, далеко не все люди, которые работали в 90-е годы, должны нести за это ответственность, но наверняка, есть и такие.

О либеральных экономистах во власти

У нас нет экономистов 90-х сейчас, где они? Разве только Алексей Леонидович Кудрин, да и тот перековался, он уже, по-моему, дрейфует в сторону Сергея Глазьева, поскольку хочет распечатать нашу нефтяную кубышку... Правда, ему тут же его коллеги, почти ученики оппонируют и говорят, это приведет к инфляции. Они пускай и поспорят.

Но у нас реально нет никаких экономистов 90-х годов. Какие-то идеи, может быть, монетаристские, присутствуют, но нет той экономической системы. Почему? Во-первых, нет такой инфляции, которая была (30 с лишним процентов), нет таких долгов, которые зашкаливали. У нас нет зависимости от МВФ. Наоборот, наши золотовалютные резервы растут, они превысили планку в 500 миллиардов долларов.

О конкурентной экономической модели

Чистой рыночной экономики либо чистой административно-командной просто не существует, а вот смешанная во всем мире присутствует.

Вообще, как только начинаются сбои в экономике, тут же возрастает роль государства. Как только накопления возрастают, как только ситуация успокаивается, сразу государство из экономики уходит. Это везде, во всех странах мира происходит. И у нас это всегда происходило в кризисные времена.

А вот страны со смешанной экономикой развиваются, кстати, быстрее, чем другие: Китай, отчасти Индия. В Китае сейчас поменьше темпы роста, чем в Индии, но все равно остается одним из «локомотивов» мировой экономики. Да и Индия тоже.

А в западных экономиках? Посмотрите, там никто ничего не имеет против, наоборот, подталкивает такую тему, как стратегическое планирование в отраслях. Поэтому и нам нужно это использовать.

Но главное, на что нужно обратить внимание, — мотивация. В какой бы системе человек ни работал — либо в плановой административной, либо в рыночной, — мотивация должна быть обеспечена. Только тогда мы сможем решать задачи, которые стоят перед страной.

О коррупции

Конечно, я чувствую ответственность за это безобразие. Если бы я не чувствовал, вы бы ничего не знали, как и происходит в некоторых странах до сих пор. Знаете, все время встает альтернатива и часто мне говорят: «Может быть, мы это прикроем?» У меня всегда один ответ: нет. Если мы имеем дело с преступлением, с коррупцией, с наживой за счет граждан, то, во-первых, должны всегда идти до конца, во-вторых, это нужно делать гласно.

Кстати сказать, здесь, как правило, обе стороны виноваты: одни тащат, другие берут. Есть взяткодатель и взяткополучатель. Так и в законе прописано. Конечно, чиновники вообще, а представители правоохранительной сферы находятся в особом положении, и с них будет всегда особый спрос.

О зарплатах чиновников

В чем может быть засада, если мы сейчас просто возьмем и резко понизим уровень заработной платы чиновников, министров или даже руководителей крупных государственных компаний? Мы просто не найдем достаточно квалифицированных кадров. Они все разбегутся по частным конторам или за границу уедут, и в конечном итоге это отразится на благосостоянии страны и рядовых работников, потому что не будет приниматься эффективных решений, не будут формулироваться планы развития и некому будет их реализовывать. Ведь человек должен получать от уровня своей квалификации, от уровня своих деловых, личных качеств и так далее и, конечно, от результатов своей работы — это само собой разумеется.

Но в чем я согласен — разница не должна быть колоссальной. Если обратиться к руководителям наших крупных госкомпаний, здесь тоже есть своя особенность. Я говорил, кстати, им об этом уже неоднократно... Но дело в том, что в компаниях, и это тоже объективная необходимость, много работает в том числе иностранных специалистов, и уровень доходов этих иностранных специалистов считается от первых лиц. Если им резко понизить, там тоже будет дефицит кадров, как в здравоохранении, и из-за этого могут быть достаточно серьезные последствия.

Кстати, в том же здравоохранении или даже в образовании первые лица получают в 10 раз больше, я даже не говорю сейчас о министрах, в 10 раз больше, чем рядовой сотрудник больницы или образовательного учреждения. Это недопустимо, конечно, на это совершенно точно нужно обращать внимание.

О наказании за хранение наркотиков

У нас действительно за нарушение в сфере оборота наркотиков очень много обвинительных приговоров. И более того, от всего количества тюремного населения, условно говоря, 26 процентов сидельцев — это как раз по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, наркотических средств и препаратов, прекурсоров.

Нужно ли либерализовать эту сферу? На мой взгляд, нет, потому что угроза для страны, нации, нашего народа очень велика. Если человек хранит незаконно, перевозит (транспортирует), распространяет даже небольшие объемы, нужно нести за это ответственность, и никакой либерализации здесь быть не может.

Другое дело, что нужно наладить контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было никаких правонарушений с их стороны, чтобы не было отчетности, чтобы ради «галок» людей не сажали, чтобы не было таких случаев, как с тем журналистом, о котором Вы упомянули.

Об уроках истории

«При Брежневе такого не было» — да, при Брежневе не было, было много другого, что в конечном итоге привело к распаду Советского Союза.

О культурном коде

Необычный вопрос: «Куда делся народ чудь?» Ассимилировался в основном. Но я уверен, что еще он не исчез окончательно, но в принципе у нас много народов, которые проживали на территории Российской Федерации. Какие-то народы остались, каких-то нет уже, но все это является частью нашего культурного кода.

О своем терпении

Дело не в границах терпения, а дело в том, что нужно добиться результата. И я уже, честно говоря, много раз отвечал на вопросы подобного рода. Самое простое в моем положении — махать шашкой, выгонять, увольнять, строгие выговоры выносить и так далее.

Это тоже когда-то нужно в отношении каких-то вопиющих случаев делать, но если кто-то чего-то не делает, я считаю, в этом есть и моя вина.

О родном городе

«Вы больше москвич или россиянин?» Я — петербуржец. Родился в Петербурге, и это моя малая Родина. Это тоже о чем-то, считаю, говорит.


Фото на анонсе: Kremlin.ru


Полный текст Прямой линии с Владимиром Путиным