Трудности передержки

Наталья МАКАРОВА

23.05.2019

Приближается пора летних отпусков, и владельцы домашних животных уже думают, куда на время своего отсутствия пристроить питомцев. Все более популярным выходом становятся зооняни и зоогостиницы. Они обещают круглосуточное наблюдение, расчесывания, поглаживания, даже маникюр — да что закажете! Однако самые легкодоступные и дешевые варианты, скорее всего, окажутся незаконными, более того, своего любимца вы потом можете просто не узнать. Как отдать животное в добрые руки, а не в ежовые рукавицы, выясняла «Культура».

— Уже несколько дней Боня ведет себя агрессивно, царапается, кусается, хотя раньше был очень ласковым, — жалуется Ольга.

Собираясь в отпуск, она пристроила любимого кота в частную передержку, найденную по запросу в интернете. Листая ленту объявлений, девушка остановила выбор на Марине — владелице трехкомнатной квартиры, где временно, за двести рублей в сутки, обитают животные.

Люди, готовые приютить чужих питомцев, называют себя «зоонянями». Марина долго рассказывала Ольге о безмерной любви к четвероногим, предложила приехать и заранее ознакомиться с условиями размещения.

— Боня — домашний кот. Раньше в случае необходимости отдавали его родственникам. К ним он привык, а вот чужих по обыкновению воспринимает плохо, — делится Ольга. — Но Марина действительно производила впечатление человека адекватного. У нее довольно чистая квартира, при этом единовременно на передержку берется не более одного питомца. Кот прожил у Марины неделю, каждый день хозяйка высылала фотографии, писала, что все в порядке. Однако, забирая Боню, я обнаружила, что у него сломан хвост. Попытки выяснить причину ни к чему не привели — зооняня настаивала, что принимала кота уже с увечьем. Соседи же Марины сообщили, что девушка не в ладах со своим благоверным, и наш Боня попал под горячую руку в ходе семейной сцены. К тому же, как выяснилось, хозяйка в погоне за прибылью часто набирает сразу несколько собак и кошек, которые не всегда между собой ладят.

— Соседям следует обратиться в правоохранительные органы, обычно участковый немедленно реагирует на такие истории. А если нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы помещения, нужно идти в госсанэпиднадзор, — советует директор благотворительного фонда помощи бездомным и безнадзорным животным «Республика Друг» Игорь Молоков.

Жалобы на горе-зооняню в техподдержку сервиса, где она размещает рекламу, результата не дали. Там, к слову, сейчас много похожих предложений: цена вопроса от 100 до 800 рублей в сутки, сумма зависит от размера животного. На вопрос «Культуры», заключается ли гражданско-правовой договор, несколько зоонянь ответили, что «ничего не подписывают», берут питомцев под свое честное слово.

Больше, чем вещи

Между тем недавно открылась общефедеральная горячая линия по защите животных — телефон легко найти в интернете. Однако звонки принимает колл-центр, расположенный в... Курске.

— Горячая линия работает пока в тестовом режиме и только в нашем городе. По мобильнику получается дозвониться со всей страны уже сейчас, но вот отработать сигналы из других регионов мы не сможем. В лучшем случае дадим совет, подскажем, куда обратиться, — объясняет депутат Курского городского собрания Дмитрий Гулиев. — Зато в пределах нашей области оказываем реальную помощь. Пишем необходимые обращения, я готовлю депутатские запросы, а если ситуация требует немедленного вмешательства, к примеру, где-то замуровали животное, разбираемся сразу.

По словам Дмитрия, звонить на горячую линию с требованием покарать обидчиков Бони бесполезно. Статья 245 УК РФ гласит: крупный денежный штраф (до 80 000 рублей), исправительные работы либо лишение свободы на срок до трех лет присуждаются за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье. Однако доказанной целью мучителя должно быть именно желание причинить боль и страдания. Доказать же умысел в нашем случае вряд ли удастся. Хуже того, даже когда все очевидно и есть свидетели, наказать преступника совсем непросто.

— До принятия ФЗ «Об ответственном обращении с животными» в декабре 2018-го четвероногие рассматривались лишь как имущество. Если вашей собаке или кошке причинили вред, нужно было доказывать, что нарушены нормы содержания этого «имущества», но таких норм не существует. Либо требовалось засвидетельствовать умышленно жестокое отношение к четвероногому, но понятие жестокости оставалось крайне размытым, — комментирует Игорь Молоков. — Новый закон определяет животных уже не как вещь, а как существа, способные испытывать эмоции и физические страдания, к тому же дает исчерпывающее определение жестокого обращения. Но правоприменительной практики в этой области пока нет, поэтому полиция старается отпихнуть подобные дела. Если обидчиков животных и наказывают, то чаще по другим статьям.

Девушки, ставшие известными как «хабаровские живодерки», получили непосредственно за «жестокое обращение с животными» по 150 часов обязательных работ. А основные их сроки — четыре и три года тюрьмы — связаны с другими статьями: разбой, унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти и вражды.

В соответствии с ФЗ «Об ответственном обращении...», предпринимательская деятельность, связанная с домашними животными, в нашей стране запрещена. Исключение — юрлица или ИП, соответствующие ряду определенных критериев. Выходит, многие квартирные передержки существуют на полулегальном положении: рано или поздно их содержатели будут наказаны за незаконную предпринимательскую деятельность и неуплату налогов.

— Закон принят не так давно и пока просто сырой, сейчас к нему готовятся различные подзаконные акты. Вот почему он еще не заработал в полную силу, и массово никакие меры в отношении домашних передержек не применяются, —добавляет Дмитрий Гулиев.

— Когда необходимо временно пристроить питомца, разумнее обращаться в официально зарегистрированные зоогостиницы. Только не забудьте просмотреть отзывы клиентов и заранее оценить условия для пребывания братьев меньших, — советует активист Движения зоозащитников России Наталья Коробейникова.

Стандарт для Барсика

При онлайн-бронировании номера в зооотеле BookingCat на электронную почту приходит договор на оказание услуги по временному содержанию животного. Так, в случае причинения вашему любимцу травмы по вине работников гостиницы руководство обязуется возместить стоимость лечения в ветеринарной клинике.

Поднимаюсь на третий этаж небольшого офисного здания. На входе в отель меня просят надеть бахилы и провожают вдоль высоких прозрачных боксов из закаленного стекла — этот материал наиболее устойчив к запахам и легко моется. Внутри — «номера» для кошек: категории «эконом» площадью около двух квадратных метров и «стандарт» — в два раза больше. Туда устанавливаются лоток, миски для воды и корма, другие вещи и игрушки, привезенные из дома, чтобы питомцу было проще адаптироваться.

— Перед приемом мы определяем, сделаны ли животному необходимые прививки, проводим ветеринарный осмотр на наличие инфекционных заболеваний. Если выявляем, имеем право отказать. Такие случаи были, — подчеркивает котоняня и ветеринарный фельдшер Алина Голубева.

Сейчас в отеле всего два постояльца — шотландский вислоухий Смоки и непородистый Барсик. «Шотландец» проживает в «эконом» за 400 рублей в сутки. В стоимость входит уход ветеринарного врача с 9 утра до 9 вечера, кормление, уборка номера, игры, фотоотчет. Барсик даром что «дворняга», а за 700 рублей получает то же самое плюс круглосуточное видеонаблюдение для хозяев через специальное приложение в смартфоне.

— В оба пакета не входит питание — клиенты обычно привозят с собой сухой корм или, например, сырое мясо, или что-то еще, к чему приучен питомец, — поясняет котоняня. — Миски и лоток также можно купить у нас за дополнительную плату.

На «номере» Барсика висит стикер с надписью: гладить и говорить «мой хороший». Бывают и более неожиданные пожелания.

— Как-то у нас проживал мейн-кун Морисон. Пока он ел сырое мясо, требовалось приговаривать: «Морисон хороший, он молодец!» Иначе его невозможно было накормить, — смеется Алина. — Скоро заедет кот породы сфинкс, его нужно почаще укрывать пледом. Мы уже привыкли к таким просьбам.

Отель принимает не только кошек, но и мелких грызунов, птиц и кроликов, а вот собакам вход воспрещен — чтобы не создавать лишний стресс для остальных постояльцев.

— Сложности возникают даже когда привозят птиц, ведь животных отделяют друг от друга стеклянные перегородки, и кот может захотеть поиграть с птичкой, начнет нервничать, — жалуется Алина.

Сейчас в гостинице царит тишина, нарушаемая лишь классической музыкой. Смоки спит, а Барсик наблюдает за машинами в окно... Бенгальских котов выпускают из боксов поиграть, так как они по своей породе активнее сородичей. Остальные коты ведут себя тихо, большую часть времени спят. Поэтому соседи по зданию — служащие офисов, никогда не жалуются, наоборот — заходят узнать, кто сегодня заехал.

Уход за кошачьими на столь высоком уровне появился в России два года назад. С того момента сеть гостиниц разрослась по стране, вплоть до Сахалина, где заполняемость выше, чем в Москве.

— Анализируя рынок, мы поняли, что в каждой третьей квартире есть кошка. Однако многие при слове «зоогостиница» представляют страшилки из отечественных сериалов 90-х. Какие-то жуткие клетки в заброшенных промзонах или на свалках, — рассказывает основатель сети BookingCat, кандидат ветеринарных наук Маргарита Никитина. — Пожилые люди и сейчас предпочитают отдать животное соседке, но наши основные клиенты — женщины от 23 до 36 лет. Если хотя бы раз они воспользуются такой услугой, то потом снова приходят. Примечательно, что в регионах совершается очень много гостевых визитов, не заканчивающихся бронированием. Как правило, ждут, пока кто-то из знакомых не рискнет попробовать, то есть срабатывает сарафанное радио.

В Москве другая тенденция — тут люди меньше общаются вживую, предпочитают соцсети, поэтому охотнее реагируют на стандартную сетевую рекламу.

Догситтер и его обязанности

— Большим спросом пользуется услуга видеонаблюдения. Люди зачастую относятся к своим четвероногим словно к детям. Без отпуска, конечно, никак нельзя, но сердцу не прикажешь, болит оно. А у нас человек получает возможность постоянно наблюдать за своим котом, — говорит Алина Голубева. — Бывает, владелец заметит с черноморского курорта, что миску передвинули чуть в сторону, и сразу начинает бомбардировать отель емейлами или звонками...

Если хозяин не хочет отдавать любимца в гостиницу и боится нарваться на недобросовестную зооняню в Сети, имеет смысл воспользоваться специальными сервисами, помогающими подобрать «домашнего» догситтера. Вы будете защищены договором и в случае проблемы сможете обратиться в поддержку. В договоре сервиса «Догси» есть пункт: «Догситтер обязан в случае заболевания или травмы обеспечить лечение животного и за свой счет осуществлять медицинские процедуры, не требующие квалифицированной медицинской помощи».

А как же быть с тем, что ФЗ «Об ответственном обращении...» запрещает открывать приюты в жилых помещениях?

— Закон регулирует содержание приютов для тех животных, у которых нет хозяев. Мы же работаем по договору, согласно которому догситтер становится временным владельцем животного, — поясняет гендиректор сервиса Михаил Репников. — Подчеркну, мы не сотрудничаем с зоонянями, практикующими массовую передержку, только с теми, кто готов взять одного или двух четвероногих.

Такие правила помогают избежать жалоб соседей: одна собака или кошка вряд ли наделают много шума. Если недопонимание с другими жильцами дома все-таки возникло, питомца оперативно передоверят другой зооняне.

— Уже полгода я оказываю услуги по передержке, успела поухаживать за девятью собаками. Для меня это больше в удовольствие, чем ради денег, — уверяет догситтер Алиса.

Вокруг весело прыгает лабрадор Мартин, он будет гостить у нее две недели. Моя собеседница говорит, что стремится заранее встретиться с возможными клиентами, спрашивает ветеринарный паспорт и пытается понять характер четвероногого. Если питомец испортит что-либо в доме у зооняни, хозяин животного платить не должен. Только если вдруг сам того пожелает.

— Грызут вещи или промахиваются с туалетом обычно щенки, взрослые собаки редко безобразничают. Если догситтер волнуется за свое имущество, мы не рекомендуем отмечать в анкете, что он берет щенков, и советуем убирать все ценное, — уточняет Репников.

Алиса учится на хирурга, ее медицинские познания — существенный плюс для клиентов. Она смогла диагностировать у Мартина дисплазию тазобедренных суставов — он не приседает, а плюхается на пол, — и рекомендовала хозяевам сделать псу МРТ.

Очень важно как можно скорее научиться понимать привычки и повадки животного, повторяет Алиса. Если собака боится громких звуков, то, прогуливаясь около стройки, держите поводок крепче, рекомендует догситтер с незаконченным медицинским... Хотя и сама честно признает: поначалу допускала промашки. Так, однажды «приемная» собака стянула со стола голубец. Пес был активным, и Алиса рискнула погулять с ним дольше оговоренного срока, в чем и призналась хозяевам. Они же написали жалобу в поддержку «Догси»: а как иначе, ведь был нарушен режим питания и прогулок любимой собаки! Путем переговоров конфликта избежать удалось, но, главное, Алиса получила ценнейший урок.

В общем, как видим, никто не застрахован от ошибок. Но чтобы спать более-менее спокойно, лучше всего выбирать зарегистрированные организации, где права вашего любимца будут прописаны на бумаге.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS