24.01.2019
Ее неуемная жажда творчества и смелость на поворотах судьбы поражает. Каждый сезон — несколько премьерных спектаклей и сольных программ, и все становятся событиями.
Свободное перемещение в пространстве удивительно: она, «вундеркинд Большого», его прима, внезапно перелетела в Михайловский, потом — в Лондон, а заодно стала приглашенной звездой Пермской оперы. Ей тесно в замкнутом пространстве, и она легко меняет страны, роли, облик. Об увлекательных сюжетах своей жизни балерина рассказала «Культуре» из далекой Австралии.
культура: Что за проект Вы готовите в Австралии?
Осипова: Около двух лет назад австралийский хореограф Мерил Тенкард предложила мне исполнить моноспектакль «Two Feet» («Две ноги») о жизни балетных артистов. В нем переплетены две истории: судьба Ольги Спесивцевой, ее надлом от работы, уход в какой-то свой, другой мир, тихое угасание в пансионе и эпизоды моей жизни. Я рассказываю, как начала заниматься балетом, об уроках, буднях, премьерах, вспоминаю курьезы — многое, через что прошла в профессии. Спектакль — разножанровый, со словами и видео, он идет полтора часа, в двух отделениях. Я один на один с публикой: танцую, играю как драматическая актриса, произношу текст, еще нужно по-английски смешить зрителей. Сложный фрагмент — сцена сумасшествия Жизели, как ее исполняла Спесивцева. Задача для меня трудная и интересная — ничего подобного в моей карьере не было. «Two Feet» Мерил поставила для себя лет двадцать назад. Она ученица Пины Бауш, была солисткой в ее театре в Вуппертале. Сейчас Тенкард — известный хореограф, у нее своя труппа современного танца в Австралии. Премьера состоится в первых числах марта на большом Аделаидском фестивале искусств, он — одна из достопримечательностей Австралии, как Эдинбургский — в Шотландии. Работаем уже месяц, попутно репетирую программу для Москвы.
культура: Что мы увидим?
Осипова: В последние годы я делала много программ в Sadler’s Wells, где смешивала классику, неоклассику, современный танец и готовила самостоятельные проекты с contemporary dance. Современный танец — мир особый, его я серьезно постигала несколько лет, и мне кажется, что сейчас мой уровень позволяет представить результат московской публике. Решила показать свои любимые произведения и добавить к ним что-то новое. «Факаду» — черную комедию — мы в Москве уже танцевали с Иваном Васильевым в проекте «Соло для двоих». Английский хореограф Артур Пита сейчас переделывает спектакль, уточняет смыслы, движения, меняет акценты.
«Qutb» из моей первой программы с Sadler’s Wells москвичи еще не видели, только фрагмент. Сиди Ларби Шеркауи поставил ее специально для меня. Мне вообще близок этот бельгийский хореограф — философ, мыслитель, придумывающий пластику «без швов», непрерывную, струящуюся, когда одно движение перетекает в другое. Моя героиня — тот стержень, который держит миропорядок и «отвечает» за жизнь. Танцую с двумя партнерами. Специально для московской программы они представили свои новые сочинения. Джейсон Киттельбергер, один из лучших танцовщиков contemporary dance, сейчас много сочиняет, его 12-минутный дуэт мы исполним вместе, он меня многому научил, мы отлично понимаем друг друга. Робби Мур выступит в своем соло, и, надеюсь, это будет здорово, у него яркое и необычное мышление. Сейчас он работает в балетной компании Сиди Ларби Шеркауи — Eastman, а начинал карьеру в Нидерландском театре танца. Также покажу прекрасный монолог из давнего спектакля Мерил Тенкард на песню «Ne me quitte pas» в исполнении Нины Симон — чувственный, неординарный, немножко в стилистике Пины. Очень волнуюсь, потому что, наверное, от меня ждут прыжков, вращений, а ничего подобного здесь нет.
культура: Почему такое бунинское название вечера?
Осипова: Долго думала, как назвать программу, и вспомнила рассказ Ивана Бунина, который очень люблю. Это, конечно, не прямой посыл, а моя ассоциация. В нашем «Легком дыхании» тоже рассуждения о главном и глубоком чувстве, отношениях мужчины и женщины, разных ликах любви. Те душевные порывы и страсти, что испытывают все люди.
культура: Вы прима-балерина не только «Ковент-Гарден», но и Пермской оперы. Творческие отношения поддерживаете?
Осипова: В декабре станцевала в Перми премьеру «Баядерки». Спектакль — прекрасный. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко восстановил хореографию Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани с отдельными танцами Константина Сергеева и Николая Зубковского. Сделано все с хорошим вкусом, с каким-то свежим взглядом на классику. Очень красивы праздничные костюмы Татьяны Ногиновой и интерьеры Альоны Пикаловой.
Я танцевала «Баядерку», но нечасто. Нынешний сезон оказался богатым на этот балет. В ноябре исполнила «Баядерку» Натальи Макаровой в Королевском балете Великобритании. В Перми приятно было вернуться к версии, которая идет в России, более привычной и канонической, она мне ближе. Рада встрече с прекрасными партнерами: Влад Лантратов — Солор, Маша Александрова — Гамзатти. Мы одной группы крови, из одной школы, вместе работали в Большом театре, танцевали общие спектакли, так что понимаем друг друга моментально.
культура: С какими еще театрами сохраняете творческие связи? С АБТ сотрудничество продолжается?
Осипова: Классику сейчас предпочитаю танцевать в Королевском балете. В Американском балетном театре бываю редко, в прошлом сезоне станцевала там «Жизель» с замечательным Дэвидом Холбергом. Приезжаю в другие компании на спектакли, которые сама хочу исполнить: в Мариинке на март запланирован «Дон Кихот», в Мюнхене — два балета, знаю, что «Онегин» будет в апреле. Много занимаюсь своими проектами и contemporary dance.
культура: По Большому совсем не скучаете?
Осипова: Как не скучаю? Конечно, скучаю. Он — замечательный этап в моей жизни, там было много чудесного. В феврале на юбилейном вечере Марины Викторовны (народная артистка СССР М. В. Кондратьева, педагог Натальи Осиповой в ГАБТе. — «Культура») в Большом театре станцую третий акт «Дон Кихота».
культура: Вы говорили, что на этот спектакль у Вас страшная аллергия. Симптомы прошли?
Осипова: Да, я давно и специально решила не танцевать этот спектакль, потому что слишком много «Дон Кихотов» было в моей театральной юности. Сейчас, спустя почти четыре года, я по нему соскучилась и с большим удовольствием возвращаюсь к Китри.
культура: Кто будет Вашим партнером в Большом?
Осипова: Важный вопрос, но пока мы его не обсуждали, все решится в самом скором времени. Это будет солист Большого — в труппе много прекрасных артистов из моего поколения.
культура: Есть ли у Вас постоянный партнер?
Осипова: Постоянного — нет, сейчас дуэт никак не складывается. Этот момент мне не нравится тем, что я начинаю концентрироваться в основном на себе, свои истории рассказываю. Одна из самых приятных встреч на сцене — Володя Шкляров из Мариинки. Мы станцевали с ним «Манон» и «Маргариту и Армана» в Лондоне, исполним вместе «Дон Кихота» в Петербурге — очень жду этого. Володя — один из лучших партнеров, эмоциональный, открытый, он меня повел за собой.
культура: Как Сергей Полунин отнесся к отстранению от «Лебединого озера» в Парижской опере?
Осипова: Сложно сказать, я не знаю всех тонкостей происходящего, видела только информацию в интернете. Мы довольно давно не общаемся, разошлись, но я Сергея очень уважаю и люблю как танцовщика. Он невероятно талантливый человек, и я всегда хочу его видеть на сцене, такие яркие индивидуальности раз в сто лет рождаются.
культура: А совместных спектаклей у Вас не запланировано?
Осипова: Пока очень много своих проектов. Но если будет возможность станцевать вместе — почему нет? У меня прекрасное к нему отношение, он отличный партнер, выдающийся танцовщик, настоящий актер — я про него могу только самое хорошее говорить.
культура: Классический балет и современный танец — что все-таки в приоритете? Вообще, как удается совмещать?
Осипова: Выбрать что-то одно не могу. При этом стараюсь не перемешивать классику и модерн. Исполняю классику увлеченно и с радостью возвращаюсь ко всем спектаклям. В такие периоды современным танцем не занимаюсь, не хочу рисковать. Когда в Королевском балете работала над «Лебединым озером», то два месяца посвятила только ему, серьезно и упорно. Премьера состоялась прошлым летом, результату рада.
Когда намечается перерыв в классике, пару месяцев отдаю модерну. Я сама создаю себе атмосферу творчества и очень довольна, что есть такая возможность. У меня прекрасные отношения с Кевином, (Кевин О’Хэйр — художественный руководитель Королевского балета. — «Культура»), он меня понимает, поддерживает, отпускает, не требует, чтобы я весь год сидела в театре. Меня несут желания, пытаюсь познавать то, чем занимаюсь, — тогда, думаю, мои спектакли будут интересны и зрителям. И еще мне нравится меняться — пробовать совершенно другое, видеть себя с непривычной стороны, работать с разными хореографами. А к классике можно возвращаться всегда. Она — идеальный мир, устремление к мечте, ввысь. Современный танец дает совсем иные движения, его импульс — свобода, он — земной.
культура: Как прошла премьера спектакля «Мать»?
Осипова: Первые показы прошли в декабре в Эдинбурге с большим успехом. Надеюсь, привезем спектакль в Москву в мае наступившего года. Это танцевально-драматический опус по мрачной и горькой сказке Андерсена «История одной матери». Моя героиня бьется со Смертью за жизнь своего ребенка, пытается спасти его, готова на любые жертвы. Мы танцуем с замечательным английским исполнителем contemporary dance Джонатаном Годдаром. Поставил спектакль Артур Пита.
культура: Несколько месяцев назад москвичам показали балет «Айседора», где Вы исполнили заглавную роль. Вас не обижает, что спектакль приняли неоднозначно, немножко с прохладцей? Жив ли этот проект?
Осипова: Спектакль — живой, как и реакция на него. То, что неоднозначно принимается, не все всем приходится по душе — нормально. На мой взгляд, там очень много интересного — Володя Варнава талантливо поставил, я получила огромное удовольствие от сотрудничества с ним, от того, что он дал мне возможность импровизировать. Может, он что-то еще переделает и добавит. Мне всегда сложно оценивать свою работу, в которую я вложила много сил, право судить отдаю зрителям. Не понравилось? Ничего страшного. Знаю многих людей, кого увлекла «Айседора», а я получила интересный опыт в этом проекте. Думаю, он будет жить. Показы зависят он моего графика, а он очень тяжелый, свободного времени почти нет.
культура: Следить за творчеством коллег силы остаются?
Осипова: У меня много театральных и художественных впечатлений. Лондон — прекрасный город, где происходит много интересного. Обожаю театр Sadler’s Wells, он принимает все самое интересное из мира танца. Стараюсь не пропускать показы. Из самых сильных и восторженных впечатлений — шоу греческого хореографа Папаиоанну. Так понятно, человечно, талантливо. Все свободное время провожу на выставках, в музеях и всегда — с музыкой. Самое глубокое для меня искусство — классическая музыка. Думаю, я не все в ней понимаю, но пытаюсь. Люблю кино, но не американское, а европейское, более серьезное, психологическое. Для меня художественное творчество — точка вдохновения; попытка понять мысли и искания творцов — процесс, который я обожаю. Люди, занимающиеся искусством, должны «копаться» в себе — это, конечно, несомненно, но им необходимо собирать все лучшее вокруг, подключаться к эмоциям и переживаниям коллег.
культура: То есть Вы не лежите и не отдыхаете в свои редкие выходные?
Осипова: Бывает, когда уж очень устану... Недавно, когда у меня шли «Баядерки» и я уже падала от усталости, произошел конфуз. Решила не отменять поход на танцевальное шоу, но в итоге заснула прямо на представлении. Пришла на спектакль, мне очень нравилось, а на втором действии задремала. Ужас!
Фото на анонсе: Артем Геодакян/ТАСС