Танцы вокруг Полунина

PRO&CONTRA

17.01.2019

Парижская опера отстранила Сергея Полунина от участия в постановке «Лебединого озера» за, как это подается, «сексистские высказывания». Известный танцовщик позволил себе уничижительно отозваться о полных людях. Одни увидели в решении французов справедливое, пусть и показательное наказание, другие — лицемерие и самой Grand Opera, и западного общества в целом.


Ответил по полной

Увольнять творческих личностей с мировым именем за публичные высказывания — тренд последнего времени. Стоит вспомнить громкий скандал с режиссером «Стражей Галактики», теперь уже бывшим, Джеймсом Ганном, которого оставили без работы за скабрезные штуки в «Твиттере» почти десятилетней давности. Но то — США, и в скандале большую роль сыграла актуальная политика. Ганн — противник Дональда Трампа. И неоднократно очень резко критиковал американского президента. Видимо, среди сторонников главы США нашлись талантливые «сетевые детективы».

С Сергеем Полуниным история несколько иная. Тут, конечно, можно вспомнить и про политкорректность, и про недопустимость оскорблений людей за их внешние физические данные. Но в первую очередь речь идет об элементарном недомыслии. Полнота — это далеко не всегда лень. Еще бывает, например, нарушенный обмен веществ. Или неправильное питание, потому что на правильное денег нет. Или стресс, или депрессия. В общем, причин для того, чтобы набрать вес, — великое множество. И далеко не всегда это зависит от человека.

Кроме того, случай с Полуниным демонстрирует, насколько общество — не только российское, но и западное — переоценивает деятелей культуры в интеллектуальном плане. Ведь, по сути, задача Полунина — талантливо танцевать, что у него, надо отдать должное, прекрасно получается. И все усилия Сергея, вероятно, направлены именно на совершенствование своих способностей, а на остальное не хватает ни времени, ни желания. Оттого он походя оскорбляет группу людей, не слишком вдаваясь в причины.

Иногда ведь лучше танцевать, чем говорить. Или режиссировать, или исполнять роль, или рисовать. В общем, вариться в своей основной сфере деятельности и по возможности ограничивать себя в публичных заявлениях. Однако зачастую выходит ровно наоборот.

Это в России весьма либерально относятся к деятелям культуры и искусства. Меры к ним применяют, как правило, лишь тогда, когда они уж совсем бессовестно начинают воровать или резво уклоняться от налогов. А вот во Франции, как показывают последние новости, с этим строже. Тут мы можем к месту вспомнить акциониста Павленского, которому дали три года тюрьмы (два — условно) за поджог дверей Национального банка. Правда, «строже» не всегда означает «последовательно», ведь, когда он сотворил аналогичное действо на Лубянке, те, кто хает его сейчас во Франции, радостно аплодировали и вещали об «акте современного искусства».

Так что Полунин, скажем прямо, легко отделался. Всего лишь отзыв одного приглашения. Возможно, когда скандал уляжется, он еще выступит на сцене Парижской оперы. В том же «Лебедином озере», только через сезон-два.

К тому времени он, может быть, поймет, что в любом обществе есть табу и морально-этические нормы. И тыкать в физические особенности целой группы людей — моветон. Особенно публично. Особенно персоне известной. Это ведь, если разобраться, даже не эпатаж. За данным словцом, кстати, часто любят скрывать, особенно «современные художники», обыкновенное хамство, а подчас и малограмотность. Но, как ни камуфлируй, факт остается фактом.

Впрочем, будем справедливы, есть вопросы и к Парижской опере, и ко всей так называемой толерантно-политкорректной системе в принципе. Думается, что руководство театра побоялось даже не реакции людей с лишним весом, а активистов бодипозитива. Не будем забывать, что в большинстве своем это барышни, и их проблема часто не в полноте, а в своеобразном взгляде на мир и, как бы это политкорректнее сформулировать, гиперактивности, помноженной на «альтернативную умственную одаренность». Вот они бы и могли устроить публичный и долгоиграющий скандал Парижской опере. А зачем, спрашивается, академичному заведению неприятный шум? Потому Полунина и «ушли», от скандала подальше.

В общем, иногда очень даже неплохо, что за хамские высказывания очередная звезда получает вразумление. Не слишком сильно, но ощутимо. Может, это научит и других селебрити аккуратнее обращаться со своими словами, особенно произнесенными в адрес других людей.


Алексей ЧАУСОВ, журналист


При чем здесь балет?

Сергей Полунин — звезда мирового балета, легенда, несмотря на свои 29 лет. Вы могли его видеть и на лучших сценах, и в клипе Take me to church ирландца Hozier. Там Сергей выделывает такие чудеса гравитации, что позавидует Нео из «Матрицы». Не случайно, когда Полунин только готовился к взрослой карьере, его ставили в один ряд с Нижинским и Нуреевым.

Но — легенду отстраняют от работы над постановкой «Лебединого озера». Ведь Полунин позволил себе в социальных сетях, как нынче говорить модно, «нетолерантные реплики». А, казалось бы, всего-то призвал мужчин быть львами, а не соплями, и пустил пару ернических упреков в адрес тучных людей. Все, финита ля карьера.

Полунин — не паинька, да. Наоборот, это такой себе рок-стиль в балете: скандалы, эпатаж, резкость. Еще недавно, к примеру, пресловутая общественность, особенно украинская, возмущалась относительно постов Сергея насчет Владимира Путина, теплых таких постов. Полунин даже вытатуировал портрет российского президента у себя на груди. Не в том ли еще одна причина изгнания из Парижской оперы?

Возможно. Но есть и другое — то, что в современном западном обществе абсолютно не приемлют: указывать на отличия, особенно если ты делаешь это в резкой форме. До Полунина еще одна чудная история случилась — с биологом Джеймсом Уотсоном. Тот позволил себе заявить, что IQ у белых и черных разный. И загнали ученого в яму для маргиналов.

Уважать ближнего, безусловно, надо. И жиробасами вряд ли кого обзывать стоит. Это обидно. На себе с детства проверено. Вот только нет в высказываниях Полунина предельного хамства — есть, скорее, разухабистая категоричность. Она суть дискутируемая: можно иль нет так изъясняться? Вряд ли.

Но, с другой стороны, как это влияет на профессиональные качества? Станет ли от резкости по отношению к людям с избыточным весом Полунин танцевать хуже? Или, наоборот, это придаст ему сил? Не все ли равно, что человек пишет в своих социальных сетях? Он ведь, в конце концов, не в мэры Парижа баллотироваться собирается.

Фокус в том, что борьба за равноправие — это, по сути, война за баланс. Когда одно не главенствует над другим. Намерения благие, но, как писал Ницше, за них бываешь наказан более всего. И ад — это другие (это уже из Сартра). Вот только антитеза — рай — это такие же — беспомощна изначально. Однако именно это сегодня вовсю пытаются реализовывать — сделать всех плюс-минус одинаковыми. К слову, характерный признак антиутопий. Помним, Замятина и Хаксли читали.

При этом стандартизация достигается не тем, что большинство стараются подтянуть к определенному идеалу, а тем, что настойчиво требуют не замечать отличий (часто проблемных) другого. Вот только обращать внимание на них, на самом-то деле, надо, чтобы уметь различать, а не видеть одну матричную картинку. Обращать внимание и испытывать сочувствие. Уроки толерантности этому не научат — тут о милосердии говорить надо.

Потому отреагировал Полунин на увольнение из Парижской оперы соответствующе, заявив, что не позволит нарушить баланс мужской и женской энергии. И если отбросить покрывала толерантности, то окажется, что мужское и женское, как бы их ни перемешивали в век трансгуманизма, действительно существуют, за счет чего в том числе и вращается мир, а лишний вес — это, конечно, мило, но подчас вредно.

Скандал с Полуниным ценен прежде всего тем, что показывает тотальное лицемерие западного общества, где все время твердят об индивидуальности, но при этом запрещают акцентировать ее, где правит фашизм красоты, на который работают целые индустрии, но при этом декларируется, что все, мол, красивы, если не замечать несоответствия идеалам.

Но в таком случае чем слова Полунина о том, что человека с избыточным весом надо стимулировать пинками под мягкое место, отличаются от бесчисленных рекламных роликов, где твердят: покупай, носи, выгляди так? И как может система, продуцирующая фашизм красоты, обвинять кого-либо в неуважении к чужому внешнему виду?

Любой месседж, призывающий выглядеть соответствующим образом, месседж, на котором делают миллиарды, куда оскорбительнее, нежели пост Сергея Полунина. И это даже не двойные стандарты, когда — тоже из антиутопии — «все животные равны, но некоторые равнее», а наглая ложь, лишний раз свидетельствующая, что мир по-прежнему делится на тех, кому можно и кому нельзя. Уважение к внешнему виду ближнего, к его сексуальной ориентации или цвету кожи — оно ведь только на бумаге, которая сгорит быстрее, нежели будут сказаны примиряющие слова.


Платон БЕСЕДИН, писатель