22.11.2018
Сценаристка Татьяна Малахова заявила, что Россия коварно присвоила себе достижения украинцев в области культуры, в частности кинематографа. «Я понимаю, что они высасывали из нас людей искусства, чтобы потом те люди искусства спели «Подмосковные вечера» и нам их втулили, — рассказала Малахова, предварительно покаявшись, что и сама долго жила в Москве. — Годы пребывания в российской столице, как это ни удивительно, помогли мне осознать себя украинкой и навсегда распрощаться с понятием «братский русский народ».
Теперь остается только предполагать, почему одна из соавторов многочисленных проходных сериалов решила с Москвой расстаться. Возможно, столица не только «высосала» ее, но, в конце концов, и просто выплюнула. Сложно говорить о личном вкладе госпожи Малаховой в мировую литературу и кино, зато можно согласиться с тем, что вклад Украины в многонациональное искусство Советского Союза и России остается весьма заметным.
Вспомним хотя бы классика мирового и советского кинематографа Александра Довженко. Фильм «Арсенал», в котором он поведал о подлой сути буржуазной Украинской народной республики, в Киеве до сих пор не в чести. Как и довженковский «Щорс».
Не заметно гордости и за всемирно известный фильм Дзиги Вертова «Энтузиазм: Симфония Донбасса», в котором воспевается регион, сегодня методично уничтожаемый артобстрелами правительственных войск. В рамках современной «декоммунизации» и «дерусификации» забыты и прокляты целые культурные пласты.
Разумеется, как в любые времена и во всякую столицу, в Москву из провинции устремлялась творческая молодежь. В том числе и с Украины: отправлялись и кинорежиссеры, вроде киевлянки Аллы Суриковой, и киноактрисы — такие, как харьковчанка Людмила Гурченко. Но и в обратном направлении шел интенсивный поток идей и талантов. Достаточно сказать, что именно по распределению после московского ВГИКа в Киев попал один из учеников Довженко — Сергей Параджанов. Его «Тени забытых предков» стали известны далеко за пределами Украины, которая, впрочем, всех этих стараний не оценила: попытка Параджанова создать «Киевские фрески» закончилась бегством режиссера в Ереван. Съемки фильма «Тени забытых предков» дали Украине еще одно новое имя — оператора, а потом и кинорежиссера Юрия Ильенко, автора культовой «Белой птицы с черной отметиной».
Ильенко остался на Украине, и последствия для режиссера оказались весьма плачевными. Во искупление «Белой птицы с черной отметиной», превратившись на старости лет в ярого националиста, он снял «Молитву о гетмане Мазепе». Лента преподносилась украинскими СМИ как грядущий шедевр национального искусства, но попытки переосмыслить биографию предателя в стиле официального национал-патриотизма ужаснули зрителей. «Шедевр» провалился в прокате, похожая бесславная судьба ждала множество пропагандистских агиток — «Тайный дневник Симона Петлюры» Олеся Янчука, «Донбасс» Сергея Лозницы etc.
О разнице достижений кинематографа «с Москвой» и «без Москвы» свидетельствуют творческие судьбы: с одной стороны, все того же Ильенко, а с другой — современных кинорежиссеров украинского происхождения, живущих и работающих в России, — Тодоровских или Бондарчуков.
Алексей Петренко, великий актер, сыгравший Петра Первого в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, родился в селе Чемер Черниговской области, учился в Харькове, свободно владел мовой. «Хочу поехать на родину, на Украину, — говорил незадолго до смерти Алексей Васильевич, — хочу подышать их теперешним воздухом, увидеть, почувствовать, какая там жизнь. Но скажу вам: пока у власти на Украине бандеровцы и галичане — толку не будет. Они очень свирепые люди, я это с детства знаю...»
Украинцы действительно внесли огромный вклад в кинематограф нашей общей страны. И наслаждаясь работами Валентины Серовой, Марка Бернеса, Леонида Быкова, Натальи Фатеевой, Нины Руслановой, Леонида Броневого и множества других первоклассных артистов, мы должны чествовать и помнить их как истинных носителей высокой культуры — даже не братского, но единого народа.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции