21.11.2018
Конфликт между блогером Дмитрием (сам он зовет себя Митей) Алешковским и компанией «Аэрофлот» обозначил вступление общества в новую эру, давно предсказанную фантастами, футурологами и социологами. Начинается эпоха господства больших корпораций.
Суть скандала довольно проста. В течение многих лет известный пропагандист благотворительных проектов летал по всей стране в основном «Аэрофлотом» и, соответственно, стал участником привилегированной бонусной программы и обладателем «платиновой карты», которая позволила и ему самому, и его жене путешествовать за «мили». Недоброжелатели указывают на то, что перемещался он за счет благотворительного фонда, но для «Аэрофлота» это не имеет особенного значения: все равно, за чьи деньги пассажир покупает билет, главное, чтобы на рейсы определенного перевозчика, — это и называется лояльностью.
Однако, к несчастью для Алешковского, «Аэрофлот» понимает слово «лояльность» буквально. Хочешь статус — не только плати, но и не наноси ущерба репутации компании, не ругай ее в интернете, не отпугивай клиентов. Это требование прямо прописано в документах участника программы. И тут уж выбор — либо не бери карту, либо мужественно молчи и летай бесплатно.
Однако блогер избрал путь, более характерный не только для нас, но и для Штатов, — скажем, попросту не стал договор читать, подмахнул не глядя. Ужасным последствиям таких подписей посвящен был несколько лет назад эпизод американского мультсериала «Южный парк», в котором герои по соглашению с «Эппл» давали добро на то, что их сошьют между собой. Алешковского ни с кем не сшили — только отняли карту, когда он понаписал обычных для Сети гадостей про компанию и ее директора. Интернет разделился на возмущенных «сознательных граждан», критикующих «Аэрофлот» в привычной для себя оппозиционной манере, и на «охранителей», настаивающих на том, что компания полностью в «своем праве».
С последними, по сути, не поспоришь. Свое право действительно имеется. Подписал — выполняй. Вот только мир, где жизнь человека состоит из сплошных корпоративных ограничений и контрактных обязательств, за которые полагаются санкции, выглядит немного жутковато. Ведь — посмотрим в будущее — корпорации — это вам не «злочинна влада», тут дело куда серьезнее.
Особенность государства состоит в том, что оно является носителем публичного права и с самого момента своего возникновения имеет определенные обязательства перед подданными или гражданами — обеспечить мир, безопасность, процветание. А долг людей перед властью вытекает из аккуратности самого государства в исполнении своих обязанностей.
Все, что мы называем «правами человека», существует только там, где есть государство, которое их соблюдает в той или иной мере.
Совсем другое дело — корпорации. «Аэрофлот», как и «Эппл», «Майкрософт», «Тесла» да и любая другая компания, — это субъекты частного права. Коллективные торговцы, которые обеспечивают вас теми или иными товарами и услугами. Они могут их продать, а могут — нет, могут обставить процесс определенными условиями. А на нет — суда нет, обращайтесь к нашим конкурентам. Конечно, существует ряд законодательных ограничений — соблюдение прописанных прав потребителя, правил публичной оферты etc.
Но в целом наши отношения с корпорациями регулируются частным договором, который, если предприниматель того захочет, может быть расторгнут в любое время, а вам будет отказано в услуге без объяснения причин. Конечно, тут не возбраняется судиться, однако корпорация бесконечно вас сильнее — у нее много денег, опытные юристы, которые заняты только тяжбой. Ущерб, нанесенный в случае поражения компании, зачастую менее чувствителен для фирмы, чем ваши издержки в случае победы.
Можно сказать, что в мире появился могущественный властелин человеческой жизни, не связанный никакими обязательствами, он практически неподсуден и при этом держит каждого из нас за шиворот. Наши публичные контакты зависят от политики компании Марка Цукерберга, а повседневные информационные возможности — от «Эппл» или «Самсунг». Связь с родственниками — от мобильных операторов. Возможность путешествовать — от «РЖД», «Аэрофлота» etc. Возможность заплатить за все это зависит ладно бы только от «Сбербанка», но и от международных платежных систем типа «Визы».
Конкуренция? Конечно, о ней много рассказывали как о фундаменте капитализма, но по факту она оказывается мифом практически на всех инфраструктурно значимых направлениях. Выбора во многих случаях просто нет. А уж враждовать с корпорациями и вовсе безумие. Насколько это хлопотное дело, описано в сотнях романов и показано в десятках фильмов.
Не случайно, кстати, весь скандал произошел именно с известным оппозиционным блогером, уверенным, что всегда сможет указать государству на ошибку при помощи общественного мнения. Оказалось, что «частную», хоть и с госучастием, компанию-монополиста так не запугаешь и не заткнешь. Можно было бы пригрозить бойкотом, однако не летать «Аэрофлотом» ради бонусной карты Алешковского все-таки вряд ли кто-нибудь согласится. Тут нужна жертва поменьше и повод посерьезнее.
По факту, наши блогеры десятилетиями ослабляли государство, нападали на него. И своего добились — у них теперь проблемы не с властью и чиновниками, связанными обязательствами, а с огромными и богатыми частниками, которые никому ничего не должны, — этот факт докажет целая армия юристов, получающих в час больше, чем иные блогеры за год.
Сам Алешковский быстро ошибку понял и бросился извиняться перед «Аэрофлотом». Посмотрим, примет ли компания это раскаяние. Другим впредь будет наука: крупные игроки рынка увидели, как именно можно вести себя с интернет-болтунами, пользователи соцсетей лицезрели акт публичной порки известного в узких кругах общественного деятеля, которому летать охота и который впредь будет вести себя осторожнее и умнее.
Все это — только начало. Время, когда слова оставались без ответа, закончилось.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции