15.11.2018
Точеные бело-розовые башни, свечи-купола, тесовые крыши сквозных галерей, по которым бегали от стрельцов герои культового фильма Леонида Гайдая, сказочный терем — Красная палата, замерзающий пруд с нахохлившимися утками, а наверху — древние колокола... Ростовский кремль — цельный и небывалый, как сон наяву, стал окаменевшей мечтой митрополита Ионы о Граде Небесном. Брошенный век спустя очередным митрополитом ради новой резиденции в Ярославле, кремль пережил трудные времена, превратившись в обветшавший складской двор, ненужный ни церковному, ни уездному начальству. Его бы и снесли подчистую, если бы не самоотверженные усилия ростовских купцов-меценатов и историков-любителей Андрея Титова и Ивана Шлякова, благодаря которым в 1883 году был открыт Ростовский музей церковных древностей, начата реставрация и пополнение коллекций. Инициативу поддержал архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан и ярославский губернатор Владимир Левшин. А через три года музей принял под свое покровительство цесаревич — будущий император Николай Второй. Он же внес самый большой вклад в восстановление комплекса. В 1910 году был законодательно закреплен общероссийский статус музея, деньги на его содержание отпускались из казны.
Музей и храмы достаточно благополучно прошли через богоборческие времена, а после чудовищного урагана 1953 года, снесшего все кремлевские «верхи», — научную реставрацию под руководством ленинградского архитектора Владимира Баниге, которая вернула кремлю его первоначальный вид. В 1969-м комплекс получил статус «заповедника», а в 1995-м включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Между этими датами кремль пережил и туристический бум семидесятых-восьмидесятых, и разгул международного молодежного лагеря на его территории, и экономический коллапс 90-х.
Сегодня, являясь для Ростова фактически градообразующим предприятием, музей-заповедник может нести не только свои давние функции, но и стать центром культурного притяжения для всей России. А прежде всего — для самих ростовчан.
От мамонтов до квиллинга
В кремле не скучно. Хранитель Иван Купцов показывает новую форму экспозиции — открытого хранения фонда археологии: «Нас часто до этого упрекали, что мы никого не пускаем в наши закрома. Но вот четвертый год это не так», — поясняет он. На стеллажах и в витринах — предметы, найденные при раскопках самого древнего культурного слоя города времен его основания — IX–X века: железные ножички, ключи, рыболовные крючки, украшения мерянские, южнорусские, варяжские. По соседству — византийские динарии, прибалтийский янтарь и египетский сердолик. Есть и массивная кость носорога, обитавшего когда-то в ростовских лесах. А вот — зуб мамонта, который нашли ребятишки, купаясь в реке.
Здесь выставлены и «антики» из Херсонеса — подарки и приобретения музея первых лет его жизни. Но самый необычный экспонат, который по-другому больше нигде и не покажешь, — фрагмент стены Успенского собора XII века, сложенный из известняковых блоков: они были найдены при работах экспедиции Эрмитажа в 1986–1991 годах. Блоки довольно грубо тесаны — видны следы пилы, резца. Они помнят князя Василька, нашествие Батыя... Арочные камни заботливо выложены на деревянную дугу. В проеме арки подсвечен большой яйцевидный варочный котел местной льяловской культуры возрастом не менее пяти тысяч лет. Рядом — гравюра самого Ивана Купцова, изображающая быт и внешность далеких пращуров.
В Центре колокольного искусства, созданном в музее два года назад, научный сотрудник Ксения Баранова объясняет технологию отливки, сохранившуюся с древних времен. Здесь собраны с десяток разных колоколов — от церковных XVII века до «тревожного» колокола начала ХХ — из пожарного депо. Поступления в основном от частных лиц и из музейных экспедиций.
А на торцевой стене, рядом с расписными дугами, 72 поддужных ямщицких колокольчика из коллекции бывшего директора Ростовского музея Вячеслава Кима. В большинство экспонатов здесь разрешается немного позвонить, послушать голоса старины. А на звоннице огромные темные колокола на фоне пронзительно голубого неба. Кажется, они сейчас расскажут о том, что видели за четыре века. «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки», — писал митрополит Иона.
В здании Судного приказа расположилась арт-студия «Зеленая полоса». Название — по известной картине представительницы русского авангарда начала прошлого века Ольги Розановой. Здесь занимаются творчеством дети и подростки, в том числе с ограниченными возможностями, а также пожилые люди.
Руководитель студии Анна Макарова показывает удивительные картины-аппликации из растений, собранных в Митрополичьем саду. «Делая что-то руками — из цветов, глины, пластилина — мы знакомим ребят с историей кремля и города, — рассказывает она. — Осторожно преодолеваем робость детей с особенностями развития. — Даже сам сбор растений и семян благотворно действует на них. А сколько потом радости, когда получается готовое произведение! А еще здесь дают мастер-классы по декупажу, квиллингу, батику и росписи эмали или керамики. Есть даже муфельная печь для обжига глиняных изделий.
Ученье — свет
Заместитель директора музея по культурно-массовой и просветительской работе Лариса Ельникова пояснила, что «Зеленая полоса» — лишь одно из многочисленных направлений, которые появились за последние годы.
«У нас действует клуб «Ладья истории» для пенсионеров. Собрания проходят в виде диалога, — подчеркнула она. — Мы рассказываем о новостях, они делятся воспоминаниями своей молодости, в которых оживает прошлое города и района. Члены клуба — настоящие друзья музея, приходят на открытие всех выставок, на концерты. Мы их очень любим».
Другие клубы, которые уже успели стать популярными, — «Музейная пятница» и «Литературный клуб». В первом об экспонатах можно узнать то, чего не услышишь на обычной экскурсии, а еще здесь проводятся встречи с интересными людьми, рассказывающими о своей работе, и устраиваются музыкальные вечера.
Во втором — увидеть постановку или моноспектакль, которые показывают приехавшие актеры, а потом обсудить вместе с другими участниками клуба.
«По программе «Музей — школе» мы разработали мастер-классы, выпускаем пособия. У нас есть разнообразные занятия, которые можно определить «в помощь учителю». То есть на основе музейного материала происходит «со-образование» школьников по темам, которые идут по учебной программе, — рассказывает Лариса Ельникова. — Это не только история и краеведение, но и мировая художественная культура, русский язык и литература: дети учатся описывать увиденное, правильно выстраивать свои мысли и речь. Такие занятия — не импровизация: их содержание согласуется и дорабатывается в областном методическом объединении учителей-предметников. Даже для уроков физики мы хотим сейчас придумать занятия — по колокольному звону, о том, как рождается и распространяется звук».
Музею удалось переломить давнюю негативную тенденцию: раньше ростовских школьников возили в Ярославль, в Нижний, в Москву, а собственный кремль был не очень востребован. Теперь ситуация изменилась.
«Мы давно отошли от классической формы экскурсий по кремлю для детей, проводим квесты и другие интерактивные занятия по истории, — подчеркнула Ельникова. — Конечная цель — не только знания, но и воспитание настоящего патриота своей большой и малой Родины».
А еще здесь разработали программу ранней профориентации для старшеклассников «Музейная академия». Сотрудники рассказывают им о своей работе, а также приглашают лекторов-коллег из других городов, которые знакомят их с музейными профессиями. Эффект часто превосходит ожидания. Некоторые школьники, в начале занятий писавшие в анкетах «музейное дело — это очень скучно», в конце выражают желание после окончания соответствующего вуза прийти к нам на работу.
Действует при музее и волонтерский клуб РИТМ (Ростовская инициативная творческая молодежь). Добровольцы анкетируют туристов, помогают на всех больших мероприятиях и в интерактивных играх с детьми.
Формула развития
Директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», кандидат культурологии Наталия Каровская размышляет о том, с чем музей подошел к своему очередному юбилею и как удалось сделать его культурным центром города.
— В Ростове сейчас около 32 тысяч жителей, в районе — примерно вдвое больше. Зарплаты скромные. Поэтому мы восемь лет назад сделали вход в кремль для ростовчан бесплатным, да и большинство музейных программ тоже». Нам хоть и не сразу, но удалось преодолеть отчуждение горожан, которые перестали быть сторонними на этом празднике, стали гордиться, полюбили кремль.
Фестивали с участием первоклассных артистов, также повысили популярность кремля и в Ростове, и в других городах. Дух насыщенной творческой свободы «центра событий», возникающий на таких мероприятиях, привлекает и туристов, и горожан. Фестиваль музыки и ремесел «Живая старина», возможно, вскоре удастся вывести за стены кремля. Вживую пообщаться с фолк-музыкантами на «пленэре», поучаствовать в хороводе, подпеть хору.
«Крепко подружились мы с «Новой оперой», артисты регулярно к нам теперь приезжают, — продолжает директор. — В духе своего основателя Евгения Колобова, они готовы идти на разные эксперименты, которые мы совместно придумываем. Скажем, концерты опенэйр в рамках фестиваля средневековой культуры «Ростовское действо» у нас проходят в разных точках кремлевского пространства — оно оказалось очень акустически «стройным». В этом августе мы представили совместную музыкально-литературную композицию из оперных произведений русских композиторов, связанных с эпизодами нашей истории. Карамзина и Пушкина потрясающе читал Сергей Гармаш. Вся программа развернулась на площади перед Успенским собором под музыку колоколов Звонницы».
Из последних достижений музея Наталия Стефановна отмечает новую экспозицию фонда археологии, который собрал более 37 тысяч единиц хранения. Кроме того, проведена реконструкция Митрополичьего сада с Аптекарским огородом. Явной удачей считает она переформатирование филиала музея в Борисоглебске после передачи три года назад Церкви Борисоглебского монастыря. Обустроившись в выделенном местной властью особняке «Дом крестьянина Елкина», музейщики сосредоточились на истории посада, выросшего вокруг обители. Борисоглебцы теперь приносят в музей семейные реликвии, рассказывая о них, и даже часто просят взять предметы на сохранение.
В кремлевской Красной палате открылась экспозиция «Ростовская земля: сто веков истории» — с археологическими артефактами от палеолита до Средневековья. Начата работа по систематизации и оцифровке архива музея под руководством декана факультета документоведения и технотронных архивов РГГУ Григория Ланского. Наталия Каровская делится своей задумкой открыть вместо нынешней экспозиции большой Музей колоколов, достойный «фирменного» ростовского звона.
Из беседы с директором выясняются и проблемы. Например, тревожит состояние фресковой живописи в открытых галереях, в церкви Григория Богослова XVII века.
«Госфинансирование у нас сейчас достойное, — говорит Каровская, — но оно постатейное, а восстановление фресок — сегодня очень дорогое дело. На выделяемые на это деньги сделать можно очень немного. Поэтому объем работ не столь велик, как хотелось бы». Рассказала она и о предстоящей комплексной реставрации Самуилова корпуса, где подтекает крыша, потрескался фасад. Там появится лифт, который обеспечит доступ на верхние уровни кремлевских строений людям с ограниченными возможностями.
Отдельная гордость и забота — восстановление из руин примыкающего к кремлю уникального Конюшенного двора XVII века площадью более 4000 кв.м. Ориентировочный срок окончания работ — 2020 год, после чего реставраторам предстоит исключительно ответственная и сложная операция — перенести в отапливаемое помещение богатый музейный фонд икон и картин, которые хранятся сегодня, как и век назад, в церкви Григория Богослова. Потребуется особый «буферный период» с пониженной температурой внутри Конюшенного двора, регулярное наблюдение, прежде чем их можно будет открыть для ученых, реставраторов и посетителей. По теме уникального перемещения здесь задумали даже провести специальную научную конференцию. «Надеемся, что удастся добавить еще два штатных места реставраторов живописи, это поможет постепенно увеличивать число икон в открытой экспозиции», — говорит Каровская.
Обошлось без конфликта
На вопрос о взаимоотношениях музея и Русской православной церкви директор отвечает осторожно, взвешивая каждое слово, что понятно: тема для большинства музейщиков, занимающих бывшие церковные здания, сегодня весьма острая. С одной стороны, Ростовский кремль никогда не был монастырем, более того — в свое время фактически был заброшен Церковью и обрел вторую жизнь именно в виде музея. Однако же на алтарях его храмов совершалась когда-то литургия, а значит, нахождение в них кабинетов дирекции и выставочных помещений и туалетов вызывает у Церкви законное желание вернуть их к службе по назначению.
— Соседские отношения музея и Церкви сегодня неплохие, — считает Наталия Каровская. — Мы тесно переплетены: на звоннице, принадлежащей епархии, висят исторические колокола из музейной коллекции. Но официальная заявка Ярославской митрополии на возвращение ей церкви св. Одигитрии, где расположилась дирекция музея, и Судного приказа с музейными экспозициями остается в силе. И это, конечно, рождает у музейщиков определенную тревогу. Тем более что адекватных помещений, положенных по закону, в Ростове просто нет. А строить здания для музея, как в Новом Иерусалиме, — готово ли к этому государство?
— Мы очень хорошо понимаем, что после революционного цунами прошлого века нам остались лишь осколки нашего древнего русского искусства и истории,— размышляет Каровская, — и музейные работники бережно все сохранили. Но если сегодня законное возвращение Церкви ее зданий и предметов развернуть в виде обратной волны с таким же градусом нетерпения и страсти, то можно утерять слишком многое. Музеи-заповедники хранят нашу овеществленную историю. Если их начать «разбирать» по частям, они утеряют свой статус, а вместе с ним и свою миссию,— подытоживает она.
Украли подлинники
Экспертиза коллекции современной живописи Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», которую проводили последние годы его сотрудники, неожиданно обнаружила факт подмены двух подлинников — полотна Казимира Малевича «Самовар» и картины Любови Поповой «Беспредметная композиция».
Экспертиза показала, что в Ростове оказались подделки, созданные между 1955 и 1972 годом, а оригиналы неведомым образом переместились в эти же годы в Музеи современного искусства в Нью-Йорке (MOMA) и в Салониках. Специалисты осторожны в оценках, пока какие-то выводы делать рано, но о результатах расследования этой детективной истории «Культура» обязательно расскажет.
Фото на анонсе: Владимир Смирнов/ТАСС