Дебош по совести

Платон БЕСЕДИН, писатель

10.10.2018

Футболисты «Краснодара» и «Зенита» Павел Мамаев и Александр Кокорин стали главными антигероями недели. Сначала они избили водителя Виталия Соловчука, который сделал им замечание, а затем устроили погром в кафе, ударили стулом директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Дениса Пака. После этого за пять миллионов рублей спортсмены попытались выкупить видеозапись камер наблюдения — ​к счастью, безуспешно.

Однако, к сожалению, Мамаев и Кокорин до сих пор не в УВД, прошли сутки, их даже не допросили. Чем дольше дебоширы находились на свободе, тем очевиднее становился накал страстей в целом.

Отдельные горячие головы договорились до того, что к «парням» стоит быть снисходительными: «они же били чиновника». Так, действительно, и писали. Разумеется, этот ход рассуждений осудить просто, как и само поведение горе-футболистов. Но моралью не поможешь. Да, мы скажем, что в нормальном обществе не должно быть разницы, кто перед тобой. Бить по голове стулом нельзя ни чиновника, ни кого бы то ни было. Насилие по отношению к любому человеку должно караться. Но дело в том, что ситуация «справедливого возмездия» часто становится для наших сограждан единственной формой реакции на происходящее.

«По заслугам», мол, «по заслугам». И условное наше чиновничество должно «получить свое» (хотя на самом деле любое государство как система стоит на аппарате, на среднем звене, на замах, начальниках отделов etc — ​нравится это кому-то или нет), и Мамаев с Кокориным.

Так в России сегодня ведется разговор о справедливости, которую стоит вершить при тотальном торжестве штампов и чудовищной предвзятости. Это куда важнее, чем осудить футболистов, хотя, разумеется, их дело должно дойти до суда. О его решении говорить преждевременно, и не нам указывать, каким оно должно быть, но на скамье они оказаться обязаны. Именно для того, чтобы напомнить: справедливость — ​это буква и дух закона, а не представления о том, «как оно правильно».

В случае Кокорина и Мамаева речь идет о системном неадекватном поведении. Александр то палил в воздух из пистолетов, то гонял по встречной полосе. А вдвоем они позорили Россию в Монте-Карло сразу после вылета сборной с чемпионата Европы. Но сейчас — ​после драк в кафе и на парковке — ​говорить надо уже не об аморальности, а об уголовном преступлении.

Их поступок необходимо рассматривать не как частный случай, а как один из элементов в порочной цепочке действий тех, кого принято называть мажорами. Вспомним Мару Багдасарян или сына вице-президента «Лукойла», гонявших по ночным улицам в стиле «Форсажа». Они так и не понесли наказания.

И это дико злит людей. Во-первых, потому что легкие деньги идут к тем, кто для этого ничего не сделал. Каковы достижения Мары Багдасарян? Как блистал на футбольных полях Мамаев? А во‑вторых, потому что мажоры бравируют собственной вседозволенностью, которую они сами считают важной частью дурно понимаемой справедливости.

Да, вы не ослышались. Ведь Кокорин твердо убежден в том, что если в состоянии заплатить пять миллионов рублей за видеозапись, то это и есть разумное проявление негласного общественного договора. Если не чистый на руку чиновник может обеспечить своей содержанке покупку квартиры в центре Москвы, он делает это, движимый тем же чувством: «я считаю, что это правильно, поди меня переубеди».

А люди, которые растолковывают поведение дебоширов, ориентируются на свое понимание «правды жизни». И те, кто с каким-то невозможно глупым и гадким сладострастием говорит, что сделают с Мамаевым в тюрьме, когда увидят его татуировки, основываются на «понятиях» о «справедливости».

В общем, все за совесть. Что же уровень насилия и агрессии растет?

А происходит это потому, что моральные инвективы слишком часто подменяют закон. Мамаев и Кокорин дебоширят по совести, полагая, что им можно: они «спортсмены» и «много тренируются». Эта диковатая точка зрения находит своих сторонников. Известный баскетболист комментирует: «надо же им отдыхать», «спровоцировали», мол. Всякий, кто устраивает какой-нибудь дебош, делает это из самых простых и понятных чувств — ​никто не говорит себе: «дай-ка напьюсь и устрою драку с соседом, который занял 500 рублей и не отдает, ведь я безмозглый и раздаю деньги, не подумав». Нет, рассуждают иначе: «я — ​жертва, он виноват, набью-ка ему лицо». Домашние сочувственно качают головой: да, а как иначе.

Футболисты-миллионеры не слишком отличаются от среднестатистических пропойц, которые мучают и режут друг друга за пару сотен. Потому что каждый уверен: он тут последний носитель правды. Так что, полагаю, проблема именно в этом, а совсем не в том, что малограмотные спортсмены ведут себя как гопники. Почему гопники чувствуют за собой моральную правоту — ​вот о чем стоит думать.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции