Наш «Паровоз» вперед летит

Платон БЕСЕДИН, писатель

13.09.2018

Компания Netflix купила права на показ двух российских мультфильмов: «Ми-ми-мишки» и «Лео и Тиг». Делает их студия «Паровоз». На этом американцы не остановились и приобрели права на наш сериал «Хождение по мукам». Константин Худяков снял его по одноименному роману Алексея Толстого.

Netflix — мировой гигант, один из лидеров индустрии, канал смотрят по всему миру. Очевидно, что решение, о котором идет речь, было принято под воздействием рыночной (а не политической) конъюнктуры. Владельцы руководствуются сугубо коммерческими интересами. Значит, российские мультфильмы и сериал действительно востребованы.

О чем это свидетельствует? Во-первых, все разговоры в духе «в России не умеют снимать и делать массовый продукт» оказываются, как минимум, излишне утрированны и пессимистичны. Еще как умеют. Пусть и немного. Интерес Netflix, оформившийся в действия, это подтвердил.

С экранизацией «Хождения по мукам» все понятно — русская классика. К ней на Западе обращаются регулярно. Но мультфильмы «Ми-ми-мишки» и «Лео и Тиг» — совсем другая история. Важно понимать, что сделаны они с учетом мирового опыта. Это правильный путь: и ключевые тенденции надо иметь в виду, и свои традиции хранить (например, советской мультипликации, которая много дала не только нам, но и культуре человечества в целом).

Действия Netflix обнадеживают и еще по одной причине. Мир сегодня увяз в том, что Мэри Калдор, профессор и автор книг по исследованию гражданского общества и глобальному управлению, назвала «новыми войнами». Один из их компонентов — это, конечно, «мягкая сила». Битвы выигрываются в первую очередь не на полях сражений, а в головах. Мы видим это по нашей стране: поколения, выросшие на «Томе и Джерри» и латиноамериканских сериалах, никак не определятся в чувствах по отношению к Родине: то ли она мачеха, то ли все-таки мама.

Конечно, десятилетия, потраченные на потребление чужого, не могли не сказаться, но и ставить на России крест, считая, что ничего уже не получится, так и будем побираться, нельзя. На то она и битва, чтобы сражаться, даже если шансы не равны и победа ох как далека. Побросать оружие и сбежать — гораздо хуже.

Сейчас пришло время запустить маховик «мягкой силы». Не только в смысле формирования определенного мировоззрения — это уже финальная стадия экспансии. Начать стоит именно с демонстрации того, что наша страна имеет вполне человеческое лицо и находится в общемировом поле. Санкции санкциями, но жить за высоким забором — идея столь же глупая, сколь и вредная.

Необходимо максимально качественно позиционировать отечественную продукцию — от кино до песен. Не стоит забывать, что Россию мир знает прежде всего по русской культуре. Называешь такие фамилии, как Достоевский, Пушкин, Чайковский, Станиславский, и все сразу ясно.

Имена нынешних выдающихся деятелей искусства должны стать общеизвестными. Ведь Аида Гарифуллина, поющая в Венской опере, для России подчас куда эффективнее и полезнее, нежели политик, выезжающий на переговоры за рубеж. Диалог сегодня нужно вести через культуру, и презентовать ее в конкретных лицах, создающих новые произведения. Международная премия — это признание не только и даже не столько таланта и заслуг человека, а, скорее, всей страны, его Родины.

И наше будущее представляется оптимистичным. Буквально недавно мы рукоплескали победе Ивана Бессонова — он выиграл конкурс молодых исполнителей классической музыки в Эдинбурге. Достижение? Безусловно.

Не нефть и не газ — основное достояние страны. Не самолеты и не ракеты — наш главный экспортный товар. Нет, богатство России — это люди, таланты. Они есть, и важно помочь им развиться, достичь высот. Тогда эти люди смогут создавать по-настоящему достойные произведения, которые и станут визитной карточкой страны в будущем.

Будь то книги или мультфильмы, или театральные постановки, или кино — Россия должна быть максимально представлена в международном пространстве. Так мы пробьем любые блокады и санкции, перейдя от диалога политического к диалогу культурному, человеческому, говоря на языке универсальных ценностей. И это крайне серьезная задача, решать которую предстоит как на личностном, так и на государственном уровне. К счастью, тут у нас появляется все больше оснований для надежд.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции