30.08.2018
Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская в комментарии ТАСС сказала: «Вот и все, смежили очи гении...» — как говорил Давид Самойлов.
Иосиф Давыдович любил жизнь, и эта любовь, несгибаемая воля к жизни позволяла ему бороться с недугом, работать, петь, ни к чему не оставаться равнодушным. Быть первым, а порой и единственным он привык с юности. Биография Кобзона — это биография страны. Легендарные ныне стройки и целина. Афганистан и Чернобыль. Грозный и трагедия «Норд-Оста». Сирия и родной Донбасс... Он оставался верен и малой, и великой Родине. Был с ней, как говорится, и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии. Никогда не отказывался от прошлого — собственного и страны, продолжал исполнять замечательные песни, написанные советскими композиторами. Сам говорил: «Список «народных», работающих в жанре эстрадной песни, не так уж велик и очень показателен. В нем нет ни одного лишнего имени. Для того, чтобы быть «народным», у нас надо либо прожить долгую жизнь на сцене, либо очень сильно любить Родину. Лучше и то, и другое». При этом до конца жизни смело разнообразил репертуар, проявляя широту взглядов и неизменный вкус.
Наверное, никто не назвал бы Иосифа Давыдовича человеком простым и «удобным». У него всегда была своя точка зрения по любому поводу. Он поддерживал яркие явления в области культуры, коллег, которым было нелегко, постоянно помогал молодым исполнителям. Скептически относился к вокальным телеконкурсам, понимая, что так не создаются подлинные имена. Лично мне очень близки его мысли по поводу подражательства на эстраде: «Когда начинают петь под Магомаева, под Кобзона или еще под кого-то — это несостоявшийся исполнитель».
Уходят великие. Уходит эпоха. Мы все скорбим, у нас рвется сердце, но сказать «с благодарностию — были» — наверное, самое мудрое, что мы можем сделать. Знаю, что Иосиф Давыдович оставил свои мысли по поводу нового Закона о культуре, который нам предстоит разрабатывать и принимать. Уверена, это станет бесценным вкладом в наш общий труд».
Лев Лещенко:
— Крайне печальная новость, сердце рыдает, никак не могу успокоиться… Об Иосифе Давыдовиче можно говорить бесконечно долго, но потрясение этим горьким известием настолько высоко, что пока не дает возможности как следует собраться с мыслями. Конечно, последнее время новости о состоянии здоровья любимого страной артиста, к сожалению, повода для оптимизма не давали. Но все равно, подготовиться к такому невозможно. Иосиф Давыдович был удивительной личностью — крайне принципиальной, порой непростой, во всем стремившейся дойти до самой сути.
Кобзон необычайно возвысил отечественную эстраду, превратив ее в жанр, который стали уважать не только в России, но и во всем мире.
По сути, он являлся ее олицетворением, и заменить его уже не получится никем и никогда... Шок от утраты рано или поздно пройдет, наступит осознание масштаба этого величайшего певца, а пока страна скорбит...
Фото на анонсе: Антон Денисов/РИА Новости