13.06.2018
Большая часть новинок приспособлена для передвижения в тяжелых условиях, и это является одним из ключевых конкурентных преимуществ: тест-драйвы проводятся там, где дорог нет, во главу угла неизменно ставится надежность.
Шесть больших колес
В Екатеринбурге недавно началось серийное производство вездехода «Бурлак». В линейке сразу три версии — экспедиционная, грузовая и промышленная. Четырехтонная машина может брать на борт 10 человек и при необходимости даже плавать. Бездорожье ей точно не помеха: все колеса — ведущие, их ширина (72 см) обеспечивает минимальное давление на грунт.
В основе конструкции лежит полностью самодельная рама, отечественные детали ходовой части и трансмиссии. Использованы элементы БТР-60, остальное сконструировали «с чистого листа».
Версия для путешествий, помимо спальных мест, укомплектована кухней и санузлом, грузовой вариант способен перевозить до трех тонн. Крейсерская скорость — 60 км/ч, хотя по шоссе «Бурлак» готов разгоняться и до 80 км/ч. Запас хода — не менее 300 километров, есть возможность оснащения авто дополнительными топливными баками. А уж список оборудования, которое устанавливается на заказ, и вовсе практически безграничен.
«Двигатель — турбодизель Cummins ISF 2.8 китайского производства — тот самый, что ставится на автомобили «ГАЗель». Мы ориентировались на наиболее ходовые автокомпоненты, чтобы обеспечить простоту ремонта. Починить можно буквально на коленке», — рассказывает главный конструктор компании «Вездеходы Макарова» Алексей Макаров.
До конца года с конвейера должны сойти 5–6 экземпляров — производство находится в процессе наладки. Чуть позже планируется каждый месяц выдавать по одному аппарату. Ориентировочная стоимость изделия будет начинаться от восьми миллионов рублей за самую простую версию. Заказы уже есть — например, из Чукотки.
Вскоре «Бурлаки» должны отправиться штурмовать Северный полюс, это часть рекламной кампании. Но в целом предназначение новых больших машин менее героическое, они сугубо утилитарный транспорт. Амфибии на огромных (1,7 метра) колесах пригодятся геологам, нефтяникам-газовикам, строителям и всем, кто работает там, где вообще нет дорог. Не останутся в обиде и путешественники: с появлением внедорожника потенциальная география мест, куда можно отправиться, расширяется практически до бесконечности.
Потенциальных покупателей много и в России, и в мире. Непролазных топей хватает на всех континентах, а надежных машин не так много, индустрия не слишком охотно работает со сложными аппаратами, предпочитая заниматься электроникой, разрабатывать автопилоты etc.
Подвеска запатентована
Петербургский изобретатель Алексей Гарагашьян всю жизнь работает над уникальными полноприводными аппаратами. В свое время его мотоцикл «Белый» не сходил с обложек журналов. Увлечение байками никуда не ушло, но сейчас конструктор строит четырехколесную технику. И не только опытные экземпляры, но и серийные машины.
Снегоболотоход «Шерп» невелик, сам внедорожник практически не виден за огромными катками с мощными грунтозацепами (в воде они выполняют роль гребных колес). Несущий кузов, всего 3,4 метра длины, но при этом солидная грузоподъемность, можно взять с собой целую тонну (и 2,4 тонны на прицепе). А в туристическом варианте внутри два полноценных спальных места. Отметим, что углы съезда и заезда и вовсе отсутствуют — можно путешествовать там, куда даже пешком лучше не соваться.
Особенность конструкции машины — пневмоциркуляционная подвеска, ноу-хау изобретателя. Все колеса вездехода соединены воздушными каналами переменного сечения, пропускную способность трубок можно регулировать. И когда одна шина сталкивается с препятствием, давление уходит в другие колеса.
«Если вы наедете на кирпич, то даже этого не заметите. Возникшее избыточное давление распределится по всем остальным шинам. При движении по камням, по делянкам с пнями и буреломам воздух довольно быстро так вот распределяется и обеспечивается плавность хода. А сама идея родилась во время эксплуатации обычных внедорожников, так это всегда и бывает. Кстати, на подвеску получен международный патент, ничего подобного в мире не было и нет», — рассказывает Гарагашьян.
Вход у необычного автомобиля спереди — там, где у других машин лобовое стекло. Оно и тут имеется, но сам конструктор предпочитает кататься по лесам с открытым забралом — по его мнению, так и удобнее, и правильнее смотреть на мир.
С практической точки зрения у новинки широчайшие возможности для применения, причем, помимо тех, что подходят для «Бурлака», есть и иные. Скажем, доставить наряд пограничников или группу спецназа в труднодоступную местность. Можно довезти ученых, которые ведут наблюдение за животными: компактный вездеход и замаскировать проще, и переночевать в нем можно.
В свою очередь конкуренты петербургского конструктора из подмосковной компании «ТРЭКОЛ» вскоре должны начать поставлять в армию собственную технику на колесах низкого давления. Правда, их аппараты гораздо массивнее, так что у детища Алексея Гарагашьяна тоже есть шанс. Ниша небольшого быстрого вездехода пока не занята.
«Шерп» недешев, его стоимость в самой аскетичной комплектации начинается от 5,5 миллиона рублей. Более-менее комфортабельная версия продается уже от 6,2 миллиона рублей.
Есть такой «Грибник»
Вездеход с импортным именем «Машрумер» (в переводе на русский — «Грибник») разработали на Заводе инновационных продуктов «КТЗ» (входит в концерн «Тракторные заводы»). Для создания автомобиля в ход пошли агрегаты из сельскохозяйственного машиностроения.
Тракторный дизельный двигатель с турбонаддувом выдает достойные 82 лошадиные силы, но аппетит у мотора скромный. Двигатель Д-130 разработан на Владимирском тракторном заводе, который сейчас проходит процедуру реорганизации, запущенную «Ростехом», все остальное — тоже отечественное. Рама — от УАЗ Hunter, редукторные (так называемые «военные») мосты из Ульяновска, оттуда же КПП, раздаточная коробка произведена на ГАЗе.
А выбор мостов, подходящих для «Грибника», широк, их производят такие фирмы, как, например, Marks4WD или Unimog.
Венчает все это «культовая» внедорожная резина ФБел-160М, в просторечье — «Белки»: она успешно конкурирует с самыми именитыми марками импортных покрышек, шины не стесняются ставить на Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser и даже Mercedes Geländewagen.
У новинки 1250 кг грузоподъемности, можно проехать по броду глубиной до 90 сантиметров и забраться на кручу с углом склона до 45 градусов. А скорость по шоссе — до 70 км/ч, тормоза — дисковые на обеих осях.
Серийное производство «Грибника» начнется уже этой осенью, в планах также несколько различных комплектаций: и простой грузовой пикап, и машина с кунгом — «вахтовка», она пригодится, скажем, путешественникам-экстремалам.
Внешний вид машины полностью соответствует его предназначению. Все настоящие внедорожники, созданные для людей, а не ради выставок, не блещут изяществом. Формы угловаты, линии спрямлены, и это вполне оправданно.
Розничная цена автомобиля-трактора пока точно не определена, но уже известно, что она будет выше двух миллионов рублей.
Агрегатная кооперация
Стоит отметить, что среди всех перечисленных новинок, включая машины проекта Aurus, только «Грибник» может похвастаться полным импортозамещением.
Впрочем, в условиях свободной торговли и открытых рынков каждой стране не требуется изобретать велосипед. Тот же Д-130 вполне реально заменить на импортный мотор. Значит, и «Грибник», даже если проводимая «Ростехом» реорганизация затянется, имеет право на существование.
«Если прежде в ходу были классические формы протекционизма, — что, конечно, тоже вызывало сожаление, — такие как дополнительные импортные пошлины, технические требования или скрытые субсидии, то сегодня речь идет о «новом издании» протекционизма, об использовании очевидно надуманных предлогов, о ссылках якобы на интересы национальной безопасности. Для чего? Для подавления конкурентов или вымогательства уступок», — заявил президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме. Иными словами, Россия не собирается строить экономику за «железным занавесом».
Тот путь, по которому пошли конструкторы Aurus, пока можно считать оптимальным. Этот же опыт используют и другие разработчики. Так, Алексей Гарагашьян применяет японские дизельные моторы Kubota, колеса — китайские (на «Бурлаке» — шины из КНР). Элементы трансмиссии — импортные, диодная светотехника и электроника — тоже.
«Я отслеживаю все тенденции отечественного автопрома и не вижу альтернативы двигателям Cummins из Поднебесной, что ставятся на мои «Бурлаки». Модель дальнейшего развития понятна: покупка лицензии на проверенный временем мотор без излишней электроники и налаживание его производства в РФ — это оптимальный вариант. Корейцы и китайцы именно так и делают. Затраты минимальны, и не нужно «набивать шишки», — объясняет Алексей Макаров.
«Ориентироваться на мелких производителей, конечно, экономически нецелесообразно, специально для нас никто новые моторы не создаст. Жаль, что в России не появляются легковые дизели объемом 1,5–2 литра, на которых ездит вся Европа», — добавляет Алексей Гарагашьян.
По словам главы комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрея Коссова, импортные пошлины на составные части и материалы для автокомплектующих выше, чем на готовые детали, это делает невыгодной локализацию производства. Однако в условиях современной экономики уже не так важно, кто сделал тот или иной болт. На первое место выходят идеи и инвестиции.
Интеграция в мировой рынок и использование самых современных компонентов от ведущих глобальных производителей открывает широчайшие возможности для создания новых российских машин. Причем всех типов, не только внедорожников и авто представительского класса, но и «народных» легковушек.
Так, согласно официальной информации «АвтоВАЗа», по итогам 2017 года доля импортных материалов и комплектующих от общего объема поставок — 32 процента, тогда как в 2013-м она находилась на уровне 25–26 процентов. LADA Xray в среднем более чем на половину собрана из заграничных деталей, аналогично с LADA Vesta. УАЗ Patriot минимум на 30 процентов импортный, в частности, там стоят отличные современные коробки передачи Dymos.
Кстати, можно сказать, что сейчас мы на новом витке проходим тот же этап, что и в самом начале советского массового производства легковушек: первые «Жигули» — легендарные «копейки», собранные из итальянских деталей, до сих пор очень ценятся.
Предполагается, что и мотоциклы проекта «Кортеж» также будут производиться на основе зарубежных комплектующих. Так, прототип, который уже показывали Владимиру Путину, является конструкцией на базе «супертуриста» Honda GL1800 Gold Wing. И у него уже есть конкурент — новый русский мотоцикл, разработанный в ателье клуба «Ночные волки». Представленный в прошлом году байк имеет итальянские комплектующие от Moto Guzzi California 1400, дизайн создал Джованни Капорелла.
Пока санкции в отношении России не сняты, страна продолжает политику импортозамещения. Но каждая отрасль требует отдельного подхода, и те методы, которые сработали в сельском хозяйстве, невозможно автоматически распространить на все сферы сразу.
Успех «Кортежа» показал, что сегодня определяющее значение имеет не локализация, а сила бренда. Наша автомобильная промышленность, которая прошла разруху 90-х, перенос в Россию иностранных заводов нулевых, сейчас стоит в самом начале нового этапа. Используя лучшие мировые разработки, мы научились делать уникальные, привлекающие внимание машины, за которыми выстраиваются в очередь.
Внедорожник семейства Aurus, скорее всего, станет хитом, открыв для мира российский рынок вездеходов. А там дело дойдет и до легковых автомобилей.
Русское золото
Можно с уверенностью сказать, что ни к одному новому автомобилю не было приковано столько внимания до официальной премьеры, как к машинам бренда Aurus (от лат. aurum —«золото» и Russia — «Россия»). Любая новость, касающаяся производства, сразу попадала в топ и разносилась по соцсетям — это была настоящая охота за сенсацией.
Как утверждают создатели, еще 10 лет назад сделать отечественный автомобиль такого класса было невозможно. Теперь это реально. В 2012 году руководство страны поставило перед Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом «НАМИ» задачу создать президентский лимузин и машины сопровождения — седан, микроавтобус и внедорожник. Задача была выполнена. Все авто семейства Aurus производятся в нашей стране и объединены в одну концепцию, а модельный ряд отсылает к названиям Кремлевских башен: лимузин и седан — «Сенат», минивэн — «Арсенал», внедорожник — «Комендант».
Изначально проект получил рабочее название «Единая модульная платформа» и сразу оброс мифами и легендами. В России и за рубежом заводы стали выполнять заказы под грифом «секретно». Идея была крайне амбициозная и нестандартная. Сегодня переход на модульные платформы — международный тренд, которому следуют ведущие автоконцерны.
Теперь известно, что модульные двигатели для этого проекта институт «НАМИ» разработал совместно с Porsche Engineering. Самый мощный из них — 6,6-литровый алюминиевый V12 с непосредственным впрыском и сдвоенной системой битурбонаддува (по одному нагнетателю на каждые три цилиндра), 850 лошадиных сил.
Двигатель бронированного Aurus Senat Limousine — V8 (4,4 л). Работает в паре с электромотором и высоковольтной батареей. Мощность — 598 л. с., как у хороших спорткаров. Еще сотню на резком разгоне добавит электрогенератор. Длина — 6620 мм, высота — 1695 мм, ширина — два метра, масса — 6,5 т. Это самый большой президентский автомобиль в мире. А еще лимузин получил уникальные покрышки на основе цельнометаллокордной конструкции, они используются на грузовых машинах и спецтехнике. Производятся у нас — на заводе в Нижнекамске. Такой автомобиль должен развивать большую скорость, поэтому необходимы шины с повышенными характеристиками прочности. К тому же цельнометаллокордные покрышки труднее прострелить.
Возможно, в будущем эти машины будут оснащены полностью электрическими моторами. Уже известно, что завершена разработка мотоцикла, который предназначен для сопровождения президентского кортежа, но его запустят в серию не раньше 2019 года.
Проект предполагал три основные цели: создание семейства автомобилей, развитие собственных компетенций и максимальную локализацию производства. Для этого была запущена международная кооперация предприятий. Пока мощности позволяют собирать около 300 автомобилей в год. Налаживание серийного производства объемом более 5000 экземпляров в год предполагается на новом совместном предприятии «НАМИ» и отечественной компании Sollers.
Кстати, первые представительские автомобили появились в самом начале XX века. В России для царского двора покупались машины иностранного производства, хотя в 1913 году были приобретены два отечественных «Руссо-Балта». После революции руководители партии и правительства долгое время пользовались лимузинами из императорского гаража, а затем закупались аналогичные за границей. Задачу создать представительский автомобиль отечественного производства в начале 1930-х годов поставил Сталин. Как полагают историки, он распорядился взять за образец американские Packard 180 и Buick Limited 90. Первым советским лимузином стал ЗиС-101, а затем, в 1942 году, начались работы по созданию ЗиС-110: он и вдохновил авторов «Кортежа».
Линейка машин бренда Aurus будет представлена публике на Московском международном автомобильном салоне-2018, который пройдет в столице с 29 августа по 9 сентября. Цена первых машин составит не менее 10 млн рублей. Седан и лимузин можно будет приобрести уже в первом квартале 2019 года.
Фото на анонсе: Сергей Гунеев/РИА Новости