«Роми Шнайдер пала жертвой рока»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

31.05.2018

На французские экраны выходит фильм «Три дня в Киброне», посвященный Роми Шнайдер и приуроченный к 80-летию со дня рождения знаменитой актрисы. Одновременно парижское издательство Editions du Rocher публикует биографию кинозвезды «Последняя жизнь Роми Шнайдер». С автором книги — писателем и киноведом Бернаром Паскюито встретился корреспондент «Культуры».

культура: Лукино Висконти называл Роми Шнайдер одной из самых гениальных актрис Европы. Была ли она в жизни похожа на ту женщину, которой восхищались миллионы поклонников во всем мире?
Паскюито: Нет. Роми всегда отличала глубокая меланхолия, грусть, печаль. Она была отмечена печатью страдания. Это связано с тем, что на долю актрисы с детства выпало много горя.

культура: Французы считали Шнайдер больше немкой, чем своей соотечественницей. Так ли это?
Паскюито: Она была стопроцентной немкой, хотя родилась в 1938 году в Австрии. Вместе с тем Роми враждебно относилась к своим соотечественникам. Когда она играла в слащавом сериале «Сисси», на исторической родине ее превозносили до небес. Зато переезд во Францию расценили как предательство. Оголтелые критики называли ее «худшей в мире актрисой».

культура: Дебютировав в пятнадцатилетнем возрасте, к двадцати годам Роми снялась почти в двух десятках фильмов и стала одной из самых популярных немецких актрис. Почему она решила покинуть Германию?
Паскюито: Прежде всего потому, что во время съемок «Кристины» увлеклась партнером, Аленом Делоном. Это была взаимная любовь с первого взгляда. Роми уже была знаменита, а Делон только начинал карьеру. Она сразу повела с ним разговоры о браке, доме, детях. Под давлением ее семьи Алену пришлось согласиться на помолвку. Но он не спешил связывать себя узами брака, обзаводиться потомством — прежде хотел стать звездой. Словом, они стремились к разным целям.

Камнем преткновения стало и то, что они представляли разные социальные классы. Роми олицетворяла собой то, что Ален больше всего ненавидел, — буржуазию. Она появилась на свет в богатой семье, которая была насквозь пропитана мещанской моралью. Все эти «ценности» актриса хотела навязать Делону — бунтарю. Он же выбрался из низов, не получил никакого образования и поставил на кон все, чтобы добиться успеха.

Во Франции в Роми видели только прекрасную спутницу восходящей звезды — Делона. Ему предлагали роль за ролью, а она тихо сидела дома. Роми раздражали новые контракты Алена. «Я тоже была актрисой и тоже хотела работать, — говорила она. — Впервые в жизни я ревновала к чужому успеху».

культура: Делон поступил с Шнайдер безжалостно, бросив ее...
Паскюито: Действительно, он просто сбежал. Роми узнала из газет, что в Америке он скоропалительно женился на актрисе Натали Бартелеми, которая больше соответствовала его типу женщины. Ален вернулся в привычную среду. С Натали он чувствовал себя в своей тарелке. Вскоре у них родился сын Энтони. Для Роми это стало ударом в спину. При этом она не раз признавалась, что Ален сыграл огромную роль в ее судьбе. Она продолжала любить его до самой смерти.

культура: Впоследствии Делон горько каялся и клялся, что Роми — его первая и единственная настоящая любовь. Делал все, чтобы ей помочь...
Паскюито: Делон должен постоянно чувствовать себя героем. Не зря же он в свое время сыграл Зорро, который обожает приходить на выручку. Если он ваш друг, а вы тяжело заболели или попали в беду, он непременно примчится.

культура: С возрастом Роми стала менее востребована, и Делон помог ей вернуться в большое кино. Так ли это?
Паскюито: Да. Именно Ален настоял на том, чтобы Роми сыграла с ним в фильме «Бассейн». Вместе с режиссером Жаком Дере они уговорили Шнайдер. К тому времени она вышла замуж за немецкого актера и режиссера Гарри Майена и родила сына Давида. Ее муж не хотел, чтобы жена снималась. Он делал все, чтобы превратить Шнайдер в домохозяйку. В «Бассейне» Роми исполнила одну из лучших своих ролей.

культура: Правда ли, что в то время между Шнайдер и Делоном вновь вспыхнули романтические отношения?
Паскюито: Вопреки сплетням, я убежден, что на съемках «Бассейна» между Аленом и Роми ничего не было.

культура: Говорят, Роми тоже с легкостью бросала мужчин и бесконечно меняла любовников...
Паскюито: Она повсюду, в том числе и в кино, искала идеального мужчину, на которого можно было бы опереться и обрести покой. К сожалению, всегда ошибалась в выборе. В своих блужданиях она часто увлекалась женатыми мужчинами. Клод Соте, Жан-Луи Трентиньян, певцы Жак Дютрон и Серж Реджани. Почему-то Роми не понимала, что после съемок они вернутся в лоно семьи. Не хочу заниматься дешевым психоанализом, но повторяется извечная история: молодая женщина ищет в мужчине отца, которого у нее, по сути, никогда не было. Ее собственный родитель ушел из дома, когда Роми было всего четыре года. Он объявил: «Мне нужны женщины, а не дети». Это травмировало ее на всю жизнь. Разыскивая сильных людей, она обычно выбирала тех, кто в социальном плане ниже нее. Так, она выдала деньги Гарри Майену на его развод. Иными словами, купила себе первого мужа. А потом заплатила Гарри круглую сумму за то, чтобы после развода их сын Давид остался с ней. Потом Роми вышла за своего секретаря и шофера Даниэля Бьязини, он был моложе на 11 лет. В таких случаях мало шансов на удачу. К тому же Даниэль полагал, что похож на Делона, и изменял Шнайдер налево и направо. Потребовав у него развод, она сказала: «Хватит! Всю жизнь я инвестировала деньги в мужчин. Это оказалось бессмысленным занятием». Однако вскоре рядом с ней появился молодой продюсер Лоран Петен, ее последний спутник.

культура: По-настоящему судьбоносной для Роми стала встреча с режиссером Клодом Соте...
Паскюито: Клод Соте увидел Роми, когда готовился к фильму «Мелочи жизни», и понял, что ему нужна именно она. Она сыграла у него свои лучшие роли — «Макс и жестянщики», «Сезар и Розали». Но Роми блистала и в лентах Лукино Висконти, Орсона Уэллса, Джозефа Лоузи, Анджея Жулавского, Бертрана Тавернье, Коста-Гавраса.

культура: Была ли она в жизни когда-либо счастлива?
Паскюито: Сложно сказать. Роми была наделена красотой, шармом, умом, но ей всегда отчаянно не везло. Она безуспешно искала счастья. Не находила и разрушала саму себя. Над ней царило проклятие. Она стала жертвой рока.

культура: Ходят слухи, что у Шнайдер были проблемы с алкоголем?
Паскюито: Она стала пить, когда жила с Гарри Майеном в Германии. В их доме собирались актеры, причислявшие себя к андерграунду. Муж винил ее в своих неудачах. Роми мало снималась, скучала. Начала пить, чтобы забыться и хоть на несколько часов выбраться из депрессии. Это быстро вошло в привычку. Со временем без алкоголя она не могла сниматься и повторяла свою любимую присказку о вине: «Белое на красное — идет прекрасно. Красное на белое — гиблое дело». (Blanc sur rouge, rien ne bouge. Rouge sur blanc, tout fout le camp.) Дютрон, с которым Шнайдер снималась у Анджея Жулавского в ленте «Главное — любить», рассказывал, как они набирались до положения риз. Правда, это не помешало Роми получить премию «Сезар» за лучшую женскую роль.

культура: Роми провалила роль матери?
Паскюито: Для этого ей не хватало душевного спокойствия. Ее все время терзали сомнения и угрызения совести. Она не знала, как быть матерью. И хотя она очень любила сына, в первую очередь хотела быть актрисой. Однажды Давид пришел к ней в студию в парижском пригороде Булонь-Бийанкур, они страшно поругались. Давид отказался ехать отдыхать с Лораном Петеном. После ссоры мальчик отправился домой и, перелезая через высокий забор, сорвался, упал на острие ограды и погиб. Роми не оправилась от этого удара. Агония после гибели Давида продолжалась десять месяцев, вплоть до смерти.

культура: Думаете, она могла покончить с собой?
Паскюито: Нет. Я беседовал с прокурором Лораном Давенасом, который запретил делать вскрытие. «Не могу отдавать ее прекрасное тело в руки патологоанатомов», — сказал он... Каждый вечер после ужина в ресторане она делала себе «коктейль» — бутылка бордо, снотворные, транквилизаторы. Смотрела на фотографию Давида. Чудовищно страдала, винила себя в его смерти. Однажды сердце Роми не выдержало. Слухи о самоубийстве поползли после того, как газета «Франс суар» вышла с огромным заголовком на всю полосу — «Роми покончила с собой». Это осталось в памяти, а люди всегда убеждены в том, что нет дыма без огня. Делон взял похороны в свои руки и написал ей прощальное письмо, которое опубликовал в журнале «Пари матч».

культура: Как случилось, что кинозвезда, получавшая огромные гонорары, умерла разоренной?
Паскюито: Повторяется одна и та же история: актер Патрик Девер, знаменитая Франсуаза Саган и многие другие не платили налоги. Роми в момент смерти была должна фиску 17 миллионов франков. Кстати, сын Саган до сих пор с ним не расплатился.

культура: Разве Шнайдер сегодня не подзабыли?
Паскюито: Ну что вы! Она по-прежнему одна из самых популярных звезд во Франции и Европе. Роми осталась в памяти молодой. Не верится, что она могла бы дожить до 80 лет.

культура: А как сложилась судьба дочери Шнайдер Сары Бьязини?
Паскюито: Она не хотела быть похожей на мать, искала собственный путь. Изучала искусство. Сегодня Сара — хорошая актриса, много играет в театре, снимается в кино и телесериалах. В начале нынешнего года родила дочь Анну.


Фото на анонсе: INTERFOTO/TASS