15.03.2018
Сегодня Русский музей — уникальный архитектурно-художественный комплекс с территорией более 30 гектаров, в который вошли Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок с садом, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I. Коллекция музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов, представляющих русское искусство с X по XXI век. Накануне юбилея «Культура» побеседовала с заместителем директора по научной работе ГРМ Евгенией Петровой.
культура: Как собираетесь отметить 120-летие со дня открытия музея? Ждать ли чего-то особенного?
Петрова: Конечно, 19 марта вход на экспозиции будет бесплатным. Первые 120 посетителей получат подарки. Во всех дворцах будет звучать живая музыка. В Михайловском дворце гостей встретят персонажи в реконструированных исторических костюмах. Посетителей ждут викторины и выставка детского творчества. Однако самое главное сейчас — подготовиться к 125-летию указа о создании музея в 2020 году. Поэтому нужно закончить реставрацию ряда помещений, собираемся вписать их в общую экспозицию. Мы отрабатываем целую программу: ряд выставок, среди которых — посвященная истории музея.
культура: Какие выставки планируются в ближайшие годы?
Петрова: Мы готовимся праздновать 140-летие со дня рождения Петрова-Водкина и 150-летие со дня рождения русского художника и музыканта, теоретика авангарда и философа Николая Кульбина. Еще два любопытных проекта, над которыми работает музей — «Блистательный XVII век» и «Платки и шали».
Впервые будет показана выставка «Экспрессионизм в России». Это искусство первой половины XX века и даже конца XIX столетия в совершенно новой интерпретации. То есть хорошо известные имена в контексте экспрессионизма, черты которого мы обнаруживаем у представителей самых разных направлений: от Ге до Врубеля, от Ларионова и Гончаровой до Серова.
Из выставок, как я надеюсь, интересных для зрителей, — «Исаакиевский собор. К истории создания». Мы покажем картоны для интерьеров, которые не были воплощены в живописи и которые никто не видел. Гигантские работы Брюллова, Бруни, Басина, Шебуева будут показаны, оцифрованы и опубликованы в специальном издании.
Очень важный проект посвящен Малевичу. На этот раз он базируется на новом поступлении — коллекции рисунков художников авангарда. Это дар от Нины Николаевны Суетиной, дочери ученика Малевича Николая Суетина и невестки другого известного супрематиста Ильи Чашника. В собрании более 100 работ самого Малевича. К концу 2018 года планируем показать материал и опубликовать его. Это новая страница в истории не только русского, но и мирового искусства.
Вот еще одно забытое имя: очень известный в свое время Лазарь Хидекиль, ученик Шагала и Малевича, автор живописных и графических работ, а также футурологических и супрематических проектов в архитектуре. В музее его работ нет, однако есть семья, у которой хранятся и его произведения, и богатый архив. Мы решили посвятить выставку этому ленинградскому мастеру.
Из необычного: к сентябрю подготовим экспозицию «Карл Маркс в изобразительном искусстве». Никто, кроме нас, не вспомнил про двухсотлетний юбилей Маркса в мае. Выставку готовим совместно с московским музеем Маркса и Энгельса, с нашим Музеем политической истории. Там будут роскошные портреты работы Фешина, первое в России скульптурное изображение Маркса, выполненное Голубкиной по заказу Московского комитета РСДРП в 1905 году. Временной диапазон — от начала XX века до наших дней.
К чемпионату мира по футболу приурочена выставка «Спорт, спорт, спорт». В основном будет представлен фарфор, скульптура и графика.
культура: При такой интенсивной художественной программе, испытывает ли Русский музей какие-то трудности, есть ли нерешенные проблемы?
Петрова: Конечно. В основном хозяйственного плана: свет, полы в залах. Но главное, не хватает денег. Например, на выставочную деятельность у нас приходится в год примерно 6 миллионов рублей. Это покрывает расходы только на один проект. Поэтому делаем все на спонсорские средства и на выручку от зарубежных выставок. На закупки средств нет, фонды если и пополняются, то только за счет дарений, в основном произведений современных художников. О том, чтобы обогащать коллекцию громкими именами, нет и речи, а ведь музею необходимо развиваться, собрание должно пополняться.
культура: В чем преимущество Русского музея перед другими институциями? Конкурирует ли он с Третьяковкой?
Петрова: Конкуренции между нами нет. Мы друг без друга — никуда, и материалами к выставкам постоянно обмениваемся. Конечно, разница между нами есть. В том числе и в составе собрания. Например, авангард: у них одни периоды представлены, у нас другие. Ну и, конечно, количеством мы «убиваем». 400 тысяч экспонатов в ГРМ, в Третьяковке — раз в пять меньше.
культура: Как обстоят дела с кадрами, приходят ли работать молодые сотрудники?
Петрова: Этот процесс напрямую связан с уровнем образования, который катастрофически упал, несмотря на множество книг и на то, что сейчас гораздо легче получить любые знания. Конечно, талантливые ребята есть и теперь, но в целом молодежь нелюбопытна и необязательна, поэтому основным ядром музея остается старая гвардия.
культура: Есть у ГРМ планы создания музея частных коллекций по подобию ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве? Выставки последнего времени показывают, что фонды петербургских частных собраний порой не уступают музейным фондам, в особенности если речь идет о ленинградском искусстве 1920–1980-х.
Петрова: Во всех наших выставках участвуют частные собрания. Конечно, если бы кто-то из коллекционеров передал собрание в дар, то мы нашли бы возможность организовать пространство, как это было сделано в случае с коллекцией Ржевских.
культура: Русский музей — это и большой исследовательский коллектив, о работе которого люди, далекие от науки, мало осведомлены. Не могли бы Вы назвать некоторые темы, над которыми трудятся ваши специалисты?
Петрова: За каждым из 13 томов генерального каталога наших произведений стоит большая научная работа. Нужно проверить датировку, авторство, название. Проходят атрибуционные советы, где всякий раз очень серьезно обсуждается весь круг этих вопросов. Подготовка к любой выставке — тоже большая научная работа. Необходимо изучать архивы, учитывать новые публикации, осваивать пополнения. Вот в случае с Малевичем: есть какой-нибудь супрематический рисунок. Куда его отнести — к 1910-м, к 1920-м. Над отдельными крупными темами, такими, как, например, «Экспрессионизм», работа идет в течение года-двух. Сотрудники собирают и обрабатывают материал, готовят его к публикации. Ежегодно мы выпускаем несколько профильных сборников научных статей наших сотрудников, которые являются результатом научных конференций.
Фото на анонсе: Александр Демьянчук/ТАСС