31.01.2018
В 1859-м его, уроженца Штеттина, пригласил в Россию известный книготорговец немецкого происхождения Фердинанд Битепаж. Сотрудничество, впрочем, длилось сравнительно недолго. С другим именитым коллегой, Маврикием Вольфом, Маркс проработал еще меньше. Казалось, карьера издателя и культуртрегера идет под откос: он жил то на случайные заработки учителя иностранных языков, то на скудноватое жалованье мелкого железнодорожного чиновника.
Через десять лет после переезда Адольф Федорович, скопив денег, открыл, наконец, собственное дело. Вначале взялся было за печатание научно-популярных книг, но затем приступил к выпуску толстого журнала для семейного чтения. Последний получил название «Нива» и скоро стал не только еженедельным, но и чрезвычайно востребованным.
Для массового русского читателя той эпохи он значил едва ли не больше, нежели «Роман-газета» для советского интеллигента. Ведь благодаря выходившей огромными тиражами «Ниве» за полвека увидели свет произведения практически всех наших классиков и просто сильных писателей XIХ и начала XX столетия. Многие из этих творений — впервые (например, «Воскресение» Льва Толстого). Не обойдена была вниманием и лучшая зарубежная литература. Маркс, заработав на журнальном бизнесе неплохой капитал, приступил в 1890-е к выпуску отдельных книг и собраний сочинений. А иллюстрировали его издания лучшие русские художники.
Он умер осенью 1904-го, а его «Товарищество издательского и печатного дела» просуществовало вплоть до прихода к власти большевиков. Адольф Маркс, конечно, фигура не первого ряда: о нем не писали скандальных заметок, его имя сегодня встретишь не во всякой энциклопедии. Но культурный ландшафт России невозможен без таких людей — тружеников, остающихся за сценой.