Улетный скандал

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

18.01.2018

Ни дня без строчки, не проходит и недели, чтобы в Сети кто-нибудь не устроил шум на ровном месте. На этот раз отличилась группа первокурсников Ульяновского института гражданской авиации. Студенты выложили «ВКонтакте» самодельный видеоклип фривольного содержания: курсанты в полуголом виде танцуют под песню Бенни Бенасси Satisfaction.  Казалось бы, глупость по нынешним временам вполне обычная, но скандал вышел грандиозным. Запись была воспринята начальством как оскорбление чести вуза и заодно всей гражданской авиации. Проверки начали власти области, прокуратура, Минтранс. Ректор получил выговор от Росавиации, само ведомство назначило инспекцию института. Виновников под горячую руку решили отчислить.

Реакция взрослого начальства на эту выходку выглядит чрезмерной. Студенты решили сваять пародию — не то на всемирно известный клип итальянского диджея, не то на британских солдат, в свое время снявших подобный клип, не то на посетителей бара «Голубая устрица» из комедии «Полицейская академия». В итоге танцующих мальчишек в трусах, галстуках и летных фуражках обвинили в оскорблении ветеранов-летчиков, сравнили и с Pussy Riot, и с дебоширами, изгалявшимися возле Вечного огня. Самое строгое, что можно было бы им вменить, — публикацию в открытом доступе клипа с некорректным использованием символики гражданской авиации.

Вся эта история вызвала сильнейшее общественное недоумение. На защиту молодых людей встали даже вполне консервативные журналисты и политики, а в Сети появилась петиция в их защиту, уже набравшая 15 тысяч голосов.

Буря, разумеется, уляжется. Конечно, УИГА — храм науки, но оскорбление чувств в клипе углядеть довольно сложно.

Стоит, впрочем, понимать, что авиационное начальство руководствуется не обычными мерками, у него совершенно иные приоритеты, основанные на горьком и страшном опыте. И, глядя на размещенную в Сети съемку разудалой акции в общежитии, транспортный чиновник задумывается: а если, получив диплом, свежеиспеченный авиатор решит — смеха ради — снять какой-нибудь клип в кабине пилота на высоте десять тысяч метров?

Мы помним историю страшной катастрофы, когда авиалайнер разбился, потому что командир корабля «дал порулить» сыну-подростку, который завалил машину в штопор и превратил ее в братскую могилу для себя, экипажа и пассажиров… Каждый специалист по авиабезопасности понимает важность требований к разумности и психологической устойчивости летного состава. Этим, скорее всего, и объясняется скандал вокруг дурацкого видеоролика, который, стоит надеяться, все же разрешится мирно. Студенты еще вырастут, люди вообще меняются, стоит давать им шанс.

Поразмыслить, полагаю, пора о вещах более системных, существенных: случай в Ульяновске в очередной раз выявил нашу общую уязвимость.

Нынешние первокурсники выросли не просто в информационном обществе, где интернет стал неотъемлемой и определяющей частью бытия, а в период, когда реальность происходящего стала оцениваться исключительно по отклику в социальных сетях. Если там есть видеоконтент — событие случилось, если нет — значит, его не было. Публикации на YouTube и «ВКонтакте» для многих стали методом самоидентификации, подтверждения статуса. Именно это толкает молодежь на родительских спорткарах выкладывать в Сеть записи своих безумных гонок по городским улицам. Причем не останавливает их даже то, что ГИБДД отлично умеет, анализируя ролики, отлавливать «всадников без головы», штрафовать и лишать прав, но проходит неделя-другая, и в интернете появляются новые «подвиги» на дорогах, часто с теми же действующими лицами. Потому что юными руководит принцип: если не запощено, значит, этого не существовало. Не случайно так быстро в массовый обиход вошло сленговое словечко «хайп», означающее высокую степень ажиотажа.

Вот и танец в Ульяновске был затеян не просто для веселья на гулянке, а для поста «ВКонтакте», для демонстрации всему миру лихости и крутости, для набора лайков и шеров.

И реакция на него должна быть соответствующей — даже с поправкой на авиационную специфику, о которой было сказано выше. Да, ребята, мы же не дети, мы понимаем, зачем вы это затеяли. Не потому, что решили вдруг оскорбить ветеранов, не потому, что алчете славы Pussy Riot (кстати, где они? Растаяли, как не было, только старожилы и упомнят), а потому, что сетевой эксгибиционизм — сродни болезни. Давайте мы вам поможем ее вылечить — тихо, спокойно, без угроз и криков. Ролик можно было удалить, там была бы сотня просмотров.

Хорошо, чтобы из истории все смогли извлечь соответствующие уроки, ведь новое провокационное видео может появиться уже завтра. Снова придется ведь палить изо всех орудий по воробьям.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции