21.12.2017
культура: Говорят, что нынешний президент ВАДА Крейг Риди, судя по некоторым заявлениям, более лояльно относится к России, чем его предшественник Дик Паунд, с подачи которого МОК начал свое расследование.
Пацев: Он ведет себя двулично и непоследовательно: то заявляет, что должны быть наказаны лишь спортсмены, уличенные в допинге, а остальные имеют право на участие в Олимпиаде, то вдруг требует отстранить всех, кто упоминается в докладе Макларена и других подобных «документах», не имеющих никаких фактических доказательств. Да и вопиющие противоречия в показаниях «главного информатора» Григория Родченкова почему-то не стали поводом для соответствующих разбирательств. Правда, один из членов МОК, юрист по образованию, на очередном заседании все-таки назвал его «главой организованной банды», которая торговала стимуляторами, подменяла положительные пробы и занималась прочими аферами. Выходит, если бывший директор «Антидопингового центра» — «глава банды», то значит, и бесперебойное обеспечение запрещенными препаратами спортсменов организовывал он? Между тем именно предполагаемая «государственная поддержка допинга в России» является поводом для всех санкций против наших атлетов. А если систему допинга в стране все-таки наладили высокопоставленные чиновники, то Родченков в таком случае лишь рядовой послушный исполнитель, а не главарь. Полный абсурд.
культура: Почему же Международный олимпийский комитет не верит чистым пробам российских атлетов, а принимает на веру голословные обвинения?
Пацев: МОК не руководствуется презумпцией невиновности. Во Всемирном антидопинговом кодексе так и написано: спортсмен за все в ответе. И CAS (высшая судебная инстанция в спорте) придерживается этих же принципов. Подобный подход в разное время применялся и к представителям других стран. Однако не в таком масштабе.
культура: Особенно циничным выглядит отстранение от участия в соревнованиях наших паралимпийцев.
Пацев: В данном случае восстановить спортсменов в правах невозможно. Если после отстранения сторону атлетов не примет CAS, то потом в любом суде мира действия спортивных чиновников не смогут быть признаны преступными, поскольку они действуют согласно уставу Международного паралимпийского комитета, в котором, как ранее уже говорилось, нет презумпции невиновности. И в случае с российскими паралимпийцами CAS поддержал МПК.
культура: В связи с этим напрашивается извечный вопрос: «Что делать?»
Пацев: Один из путей — постоянная защита прав наших атлетов в CAS и некоторых других инстанциях. У большинства россиян создается впечатление, что спортивные чиновники совсем не воюют за атлетов, подвергшихся несправедливым с общечеловеческой точки зрения наказаниям, или, что не менее печально, действуют неумело. Это верно, но лишь отчасти. Да, сама команда наших спортивных юристов относительно молодая и пока недостаточно многочисленная. Может быть, потому, что лет десять назад в них не было такой острой необходимости. Тем не менее даже в таких сложных условиях российским юристам порой удаются локальные победы.
культура: Приведите примеры успешных дел с Вашим участием?
Пацев: У велосипедиста-паралимпийца Алексея Обыденнова отобрали золотую медаль чемпиона мира, но затем ее вернули после непростых разбирательств в CAS, хотя сам по себе кодекс не предусматривает такого варианта. Мы добились допуска в Рио семерых пловцов, включая Юлию Ефимову, а также велосипедистки Ольги Забелинской и борца Виктора Лебедева.
Бегунье Екатерине Поистоговой удалось отстоять бронзовую награду Игр в Лондоне, несмотря на атаку Родченкова и Макларена. Это, кстати, единственный случай, когда при обвинении россиян в допинге в их пользу проголосовала вся тройка арбитров CАS. Были успехи в подобных спорах и у других коллег. Надо стремиться к тому, чтобы единичные успехи перешли в разряд регулярных.
культура: Какие еще способы защиты можно применить, чтобы переломить негативную тенденцию? Или пора перейти в наступление?
Пацев: Все документы, которыми руководствуются МОК, МПК и другие организации, с точки зрения юриста, довольно расплывчатые. И потому в подковерной борьбе победу одерживают более настойчивые, сплоченные, да и просто те, кто может взять числом. Речь идет в первую очередь о представителях англоязычных государств. Российских же делегатов явно недостаточно в таких влиятельных структурах, как МОК или ВАДА.
культура: Политику двойных стандартов тоже никто не отменял. В то время как Александра Легкова лишили «золота» Игр в Сочи и пожизненно дисквалифицировали за царапины на пробирке, норвежская лыжница Тереза Йохауг собирается в следующем году вернуться после того, как была поймана на применении анаболических стероидов.
Пацев: Ее объяснения, что клостебол попал в организм при использовании мази для губ, как ни странно, убедили представителей норвежского антидопингового агентства. В результате Терезу дисквалифицировали на 13 месяцев, с расчетом на то, что она сможет выступить на Олимпиаде. И лишь под давлением других стран, входящих в Международную федерацию лыж, была подана жалоба в CAS, после чего срок наказания увеличили до 18 месяцев. И после подобных фокусов норвежское агентство спокойно получает аккредитацию от Всемирного антидопингового агентства и продолжает свою деятельность в полном объеме. А один из руководителей этой организации даже возглавляет группу в ИААФ, которая будет решать вопрос о восстановлении в правах Всероссийской федерации легкой атлетики.
культура: Можете назвать виды спорта, где права россиян наиболее защищены?
Пацев: Международную федерацию фехтования возглавляет Алишер Усманов, и мне сложно вспомнить случаи, когда ущемлялись права наших «мушкетеров». Но это скорее исключение из правил. В советское время таких людей было больше, кроме того, удавалось привлекать союзников из соцлагеря, а также африканских и азиатских стран.
культура: Англоязычная пресса с завидным упорством рассуждает о возможности переноса из России чемпионата мира по футболу. России стоит переживать?
Пацев: Не вижу серьезного повода для беспокойства. От руководства ФИФА не слышно даже неофициальных негативных высказываний. Нашим СМИ надо меньше тиражировать британскую прессу, а больше внимания уделять фактам.
Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий