Сергей Зернов: «Мы ждем возвращения нашей киноколлекции»

Андрей ЩИГОЛЕВ

28.10.2012

Год назад кипели нешуточные страсти вокруг «Союзмультфильма». Недавно завершился душещипательный сериал, связанный с судьбой студии «Ленфильм». А вот про одну из старейших, Киностудию имени Горького, давно ничего не слышно. О том, что здесь сегодня происходит, «Культуре» рассказал генеральный директор студии Сергей Зернов.

культура: Почему Вы оставили должность Директора департамента кинематографии Минкультуры и возглавили студию Горького?

Зернов: Причин много. Но главное — мне хотелось заниматься производством. У меня это получается. А в министерстве работа больше бюрократическая. И я почувствовал, что начинаю что-то упускать. Кроме того, Киностудия Горького — старейшая и одна из крупнейших в России. В 2015 году она отпразднует столетний юбилей. Это один из основных российских кинематографических брендов. Его нельзя терять. Я согласился на эту работу, чтобы сделать студию конкурентоспособной.

культура: Незадолго до Вашего назначения ходили разговоры о том, что студию купит «Газпром».

Зернов: Намерений было очень много. Начиная от ВТБ и заканчивая холдингом «Газпром-Медиа». Но, ввиду ряда обстоятельств, этого не произошло, и студия осталась со своими проблемами один на один. Когда мы сюда пришли, она находилась в очень тяжелом положении. Имелись крупные задолженности перед бюджетом и по заработной плате, кредиты, долги по договорам. В 2010 году счет студии, например, двенадцать раз блокировался, в том числе за неуплату налогов. В течение длительного времени в реконструкцию не вкладывалось никаких средств. Сейчас мы находимся в устойчивом финансовом положении, не имеем задолженностей и возобновили собственное производство, которое полностью отсутствовало до 2011 года.

культура: Нависает ли над студией угроза продажи?

Зернов: Слава Богу, нет. Мы в хорошем контакте со всеми правительственными организациями. Но нужен импульс для развития. У «Мосфильма» есть коллекция, доход от которой помог им стать одной из крупнейших студий в Европе. Мы инициировали обращение в правительство и Министерство культуры о том, чтобы Киностудии имени Горького, «Ленфильму» и другим были возвращены права на их киноколлекции. Это принесло бы существенный доход. А средства можно потратить на реорганизацию и реконструкцию. Надеемся в ближайшее время получить решение по этому вопросу.

культура: А кому принадлежат права на коллекцию?

Зернов: Сейчас они принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», которое находится в процессе реорганизации. ФГУП будет объединено с Госфильмофондом. Но механизм взаимодействия до сих пор не определен. Госфильмофонд — государственное учреждение и не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Значит, необходимо построить систему взаимоотношений Госфильмофонда со студиями. Безусловно, коллекция — это национальное достояние. Она должна находиться в собственности государства. Но, тем не менее, у студии есть права на доходы от нее, она может иметь генеральную лицензию.

культура: Какой доход приносит киноколлекция?

Зернов: По моим скромным подсчетам, от двух до трех миллионов долларов в год. Я говорю только о нашей коллекции.

культура: Кто сейчас получает эти деньги?

Зернов: Сначала коллекция приносила деньги в фильмофонд Киностудии имени Горького, а потом все фонды были объединены в единую киноколлекцию, и средства консолидировались там.

культура: То есть доходы от использования прав на картины получало государство?

Зернов: Да.

культура: А как вообще вышло, что студии лишились коллекций?

Зернов: Это происходило с 2002-го по 2004-й. Все крупные студии в это время были разделены на две части: фильмофонд и производственную базу. Коллекции остались в фильмофондах, а производственная база отделилась. Дальше студии были перерегистрированы в открытые акционерные общества, чтобы привлечь инвестиции, предлагать и реализовать государственную собственность на рынке. Но индустрия еще не создана. А инвестор возникает только тогда, когда существует возможность получить прибыль. Государственные киностудии — системообразующий элемент киноиндустрии. Поэтому предоставление государственных субсидий на развитие киностудий является, как мне кажется, оптимальным вариантом их развития на начальном этапе. А затем — выход на рынок.

культура: Какое место занимаете сейчас в рейтинге киностудий?

Зернов: А как измерять — по стоимости земли, количеству павильонов, метражу зданий?

культура: По производственному потенциалу.

Зернов: Надо отталкиваться от того, сколько фильмов в год обслуживает студия. Хотя, возможно, это не точный показатель. Думаю, что из государственных мы на втором месте, сразу после «Мосфильма». За последний год обслужили полсотни кинокартин. Помимо этого еще и свое кино снимаем. Наша картина «Дочь» в этом году получила приз за лучший дебют на «Кинотавре», главный приз фестиваля «Амурская осень», приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Варшаве.

культура: Какие проекты планируете запустить в ближайшее время?

Зернов: Пакет сейчас формируется. Есть несколько крупных проектов. Но вы же понимаете, что собрать бюджет на такой фильм требует много времени. Сейчас присматриваемся, читаем сценарии, общаемся с режиссерами, договариваемся с телевидением. Есть проект полнометражной анимации, потому что ею я занимался большую часть своей жизни, начиная с «Незнайки на Луне» и заканчивая «Белкой и Стрелкой». Поэтому мне бы, конечно, хотелось на Киностудии имени Горького запустить один или два полнометражных анимационных фильма. Вообще, когда ищем сценарии, ориентируемся прежде всего на семейное кино.

культура: Сколько картин в год должна производить студия?

Зернов: Чтобы выйти на серьезные обороты, одновременно в производственной обработке должно быть не менее пятнадцати. Тогда будут задействованы все цеха в полном объеме и не будет простоев.

культура: Есть ли студии, на которые Вы ориентируетесь?

Зернов: Одна из лучших моделей студийного производства в Европе — немецкая «Бабельсберг» и польская ATM Grupa. Мне было бы интересно превратить студию в кинопарк, чтобы у зрителей была возможность наблюдать за процессом, как это было устроено, например, на диснеевской студии в Орландо. Она в свое время произвела на меня огромное впечатление. Эту идею сейчас как раз активно и развиваем.

От «Руси» до Горького

Киноателье «Русь», предок нынешней Киностудии имени Горького, было основано в 1915 году купцом Михаилом Трофимовым. Под таким названием студия просуществовала до 1924-го, когда киноателье объединили с организацией «Межрабпом». Впоследствии приставка «Русь» отпала. «Межрабпомфильм», что расшифровывалось как «Международная рабочая помощь», было совместным советско-германским предприятием со штаб-квартирой в Берлине. Цель — создание положительного имиджа Страны Советов.

Середина 1920-х — годы расцвета нашего кино, и главные шедевры этого времени были выпущены под брендом «Межрабпомфильма»: «Аэлита» Протазанова, «Мать» и «Потомок Чингисхана» Пудовкина, «Окраина» Бориса Барнета, первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Николая Экка.

К 1936 году мечты о мировой революции перестали быть актуальными, а студию переименовали в «Союздетфильм». Под этой маркой были созданы «Остров сокровищ», «Тимур и его команда» и «Первоклассница». Здесь Николай Экк поставил первый советский цветной фильм «Груня Корнакова», а Марк Донской — трилогию про Горького. В честь писателя студия была переименована в 1948 году, когда в стране праздновали 80-летие со дня рождения «буревестника революции».

На Киностудии имени Горького Герасимов поставил «Тихий Дон», здесь были созданы все фильмы Ростоцкого, работали Шукшин и Хуциев, Лиознова и Роу, Кулиджанов и Аскольдов. Наконец, именно под этой маркой вышел самый кассовый фильм советского проката «Пираты XX века».