В прокрустовы сани не садись

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист, обозреватель телеканала «Царьград»

12.10.2017

Американский госдеп намерен учить наших журналистов «объективности». Бюро общественной дипломатии департамента разместило на портале правительственных грантов анонс проекта по «подготовке независимых журналистов», в рамках которого представители медиа будут приглашаться в США. Задачей и конечной целью является разъяснение «истинных мотивов американской внешней политики», а также продвижение «стандартов объективности». Основной упор будет сделан на постсоветское пространство. Достанется и России.

Слово «объективность» — ключевое. Оно раскрывает философские, мировоззренческие корни того глобального замысла, который Запад осуществлял в последние десятилетия. Железной рукой все медиаплощадки мира форматировались так, чтобы представления американца, европейца, русского о том, как устроен мир, совпадали с методичкой госдепа и ценностными установками всевозможных либеральных клубов и институтов. Это черное — удары ВКС России по террористам в Алеппо, это белое — удары американской коалиции по террористам в Ракке, это кровавый геноцид — действия сербов во время балканских войн 1990-х, это практический гуманизм — уничтожение сербов хорватами и бошняками во время тех же войн, это нарушение международного права — возвращение Россией Крыма, а это триумф демократии — насильственный отрыв Косово от Сербии. Главное — не перепутать.

Объективная реальность — политически организованная либеральная идея. Все остальное — «тоталитарная пропаганда», «русские хакеры», «фейк-ньюс». Всякий, кто не желает придерживаться «стандартов объективности», немедленно попадает в маргиналы, экстремисты и «путинские пропагандисты».

Показательна в этом смысле настоящая истерика, которую закатила «Таймс»: оказывается, ряд членов британского парламента, принадлежащих к самым разным партиям, регулярно дают комментарии телеканалу Russia Today, который, по мнению некогда солидной газеты, «нарушает правила беспристрастности». Издание всерьез потребовало от ослушников определиться: «на чьей вы стороне». И где здесь «беспристрастность»? Нет ли противоречия? Конечно же, нет! Сторона у них одна, и «беспристрастность» состоит в том, чтобы придерживаться единственно верной точки зрения либерального мейнстрима, составной частью которого является русофобия.

Хотя эта картина объективной либеральной реальности скукоживается на глазах, ее жрецы по-прежнему настаивают на том, что единственная правда — у них, а все альтернативы — это ерунда, не стоящая внимания. Мол, вы просто не хотите признавать факты такими, каковы они есть, как они изложены в нашей объективной методичке, а потому выдумываете всевозможные фейки.

Именно так и появилась концепция «постправды». Якобы те, кто голосовал за Брекзит и Трампа, те, кто в Европе поддерживает правых, и те, кто сочувствует Путину и выступает против ссоры с Россией, руководствуются не фактами, а эмоциональными порывами, которые для них важнее истины. Мол, нехорошие политики-демагоги, не разделяющие истинных ценностей, пользуются этим и играют на чувствах избирателей, сообщая недостоверные факты, манипулируя настроениями и разжигая ненависть.

Почему для Запада так важно сохранить иллюзию объективности именно своей картины мира? Да потому, что либеральная философия в целом базируется на утверждении, что она соответствует единственно разумному представлению о мироустройстве — как ни парадоксально, те, кто считает себя «демократами», менее всего терпимы к альтернативным точкам зрения. Если консерватор убежден в том, что каждая цивилизация имеет право на собственный взгляд на мир и на свою правду (хотя это не значит, что мы такую правду должны непременно уважать и быть к ней терпимы), то для либерала действительность устроена по законам одного-единственного «разума», причем не божественного, а людского. Отсюда попытки навязать универсальное понимание прав человека, которое на практике сводится исключительно к правам меньшинств. Раз «власть народа» — это главная объективно истинная ценность, то в Вашингтоне не могут ошибаться, — если не в Белом доме, занятом нехорошим русским шпионом, то уж точно на Капитолии. Абсолютный дух пребывает на Потомаке. А значит, все, что остается субъекту, это обрезать себе все лишнее и совпасть с «объективной действительностью», явленной через CNN, «Нью-Йорк таймс», просто «Таймс» и прочих оракулов.

Десант выученных этому журналистов с ампутированными лишними участками совести и мозга обещают нам госдеповцы. Надеюсь, что работы для этих клиентов заокеанского Прокруста попросту не найдется. У нас тут свои сани.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции