Ходишь, ходишь в школу...

Владимир МАМОНТОВ, публицист

16.08.2017

Выплыло на поверхность забытое: Дмитрий Медведев высказался в том духе, что можно оставить ученикам вторую смену. Изводили-изводили советскую школу, и на тебе. Опять.

Ничего страшного. Я вот не переломился ни ночью вставать, ни ночью возвращаться. Для нас это было просто еще одним рутинным испытанием. Вроде прописей. Волосяная, потом с нажимом. Не важно, дружок, что за окном: нас школа всегда встречала огромной картиной Куинджи, на которой березы навечно освещены утренним солнцем. А американский империализм угрожал в любое время суток. Поэтому таблицу умножения ты должен был выучить так, чтоб ночью тебя разбудили: «Рота, па-а-адъем!», а ты — «так точно, семьювосемьпятьдесятшесть».

Вообще дежавю — главный сюжет наших дней. К примеру, совершенно озверел американский империализм. Эх, немножко не дожил старейший известинец Бор. Ефимов. Хоть сейчас бери любую его карикатуру, где живоглот в лакированных штиблетах, сжимая в руках бомбочку, угрожает маленькой, но безбашенной странульке, да и ставь на полосу — уж больно подходят газетной бумаге слова вроде «ответный удар невиданной силы и ярости».

Что происходит? Увы, скорее всего, обнажаются универсальные, железобетонные конструкции мироустройства. Вчера они были припудрены международными приличиями, вымученными договорами, принятыми с перепугу: все-таки война с миллионными жертвами сильно отрезвляет. Пожить хочется. Беби-бум, «оттепель», Хемингуэй на стенке, «вавилоны на голове», как у Шагаловой, Элвис служит в армии, не расставаясь с гитарой. Но испуг уходит, постепенно вылезает звериная сущность: когда нас Обама называл бензоколонкой, нам чудилось оскорбление. А это была зависть. «Северный поток — 2» надо удавить не потому, что экология, отсталость и ветряки. Свой сланцевый газ американцы желают сжижить — и продать на том же базаре. Вообще вытеснить чертову Россию из-за прилавка ресурсов. А то, понимаешь, наловчилась за доллары, которые выпускает наша ФРС, себе пармезан покупать. Космодромы строить. Истребители, понимаешь, пятого поколения.

При этом глобальные повторы ловко сочетаются с будничными. Вернулись внуки из лагеря у моря, где сквозь название «Розовая пантера» над входом проступают неистребимые буквы «Юный ленинец». И сели мы с ними пересматривать «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», откуда вышеупомянутые «вавилоны». Дети смотрели как хронику. «Мы тоже купались на пятачке по 15 минут в день», «У нас тоже показывали кино, только на телике».

Они тоже «были маленькими» и у них «была бабушка», «вечера», «белые танцы», они учили песни. «Заправлены… заправлены в планшеты космические карты». Смешно в особенности то, что победившие в финале «Добро пожаловать» шестидесятники, истребив «планшеты» (у детей в «Пантере» отбирали смартфоны, выдавали на полчаса в сутки, родичам позвонить, и правильно, кстати), заставили моих внуков учить свои гимны: «Солнышко лесное», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Надежды маленький оркестрик». И совершенно как Дынин, пояснявший, что «эту песню Гагарин пел в космосе», рассказывали про Окуджаву, КСП и Грушинский фестиваль. Дети им — кто про Тимати, кто про Twenty One Pilots. А те — «так тихо, давайте не будем, есть утвержденный репертуар». Иначе смартфон не получишь.

Причем если кто-то и полагал по герметичности нашей прежней жизни, что это все признаки чисто советской эстетики, то, поездивши по всяким Антальям, мы поняли, что репертуар и там утвержден — скорее всего, вашингтонским обкомом. А кем еще? Маскарадные костюмы из «Добро пожаловать», что кочевали из года в год по всем точкам массового отдыха, реинкарнировались в анимационные дискотеки по всему миру, где вы с безжалостностью атомной бомбардировки будете накрыты «Утятами», «Пиано», «Пиццей», «Арамом» с его «замами» и т.д. Бесконечное форматирование под собственные нужды в борьбе с клише «устаревшими», «чуждыми», «недемократичными», «немодными» — вот она, новая война, которую «товарищи Дынины» неизбежно проиграют, потому что на смену им придут более изощренные Дынины. Не хочу сейчас повторять конспирологические трюизмы, мол, песня про пиццу, которую надо есть каждый день, поднимает продажи по всему миру. Потому что банальность — всего лишь проверенная основа мироустройства. Та самая, железобетонная, которая и выступает, очищаясь от милой сердцу шелухи.

«Здравствуйте, товарищи маски!» Такое ощущение, что на «вторую смену» в мире заступают все те же «коты в сапогах» и «королевы полей». Ритор Дональд Трамп — практически Хрущев наших дней. Американский конгресс — какая-то чудовищная, параноидальная пародия на советский единогласный «одобрямс». У нас у самих периодически вылезают на поверхность «ретрограды», но «прогрессоры» встречают их таким огнем, что видно: тот же Дынин, вид сбоку. Пой «Солнышко лесное», а то хуже будет. За что это мне, талантливому, разностороннему и многообразному, второй раз за жизнь?

Интересный вывод сделали внуки после просмотра «Добро пожаловать» — им всех было… жалко. И начальника лагеря, «хотевшего, как лучше» среди пустых бидонов, и паренька с сачком, и даже стукачку, которую авторы заставили хлюпнуться в лужу. А что я думал? Ну, примерно то, о чем написал.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции